Как привлечь в ряды добровольцев новых волонтеров?
Когда человек совершает хорошие дела по доброй воле, для него почти не существует преград. Но ведь не каждый осознает, чем он может помочь другим. Как показать ребятам, что они тоже могут помогать? Как рассказать детям о школьном волонтерском движении и привлечь в ряды добровольцев еще больше участников? Расскажем в новом материале по мотивам параграфов пособия «Школа волонтера».С чего начать?
Чтобы привлечь в объединение новых волонтеров, начните с простых шагов.- Создайте стенд в фойе школы или страницу в социальной сети, посвященные вашему волонтерскому объединению.
- Нарисуйте несколько вариантов листовок, рекламирующих ваше добровольческое объединение. Они должны включать контакты, по которым можно с вами связаться.
- Распространите листовки в школе и регулярно отслеживайте, увеличивается ли количество подписчиков вашей странички волонтерского объединения, спрашивают ли вас другие школьники, как присоединиться к этому объединению. Если да, постройте в тетради график, отражающий изменения количества школьников, желающих присоединиться к объединению, в течение недели после распространения листовок.
- Подумайте: что является наиболее важным в вашей волонтерской работе для ваших сверстников? Чем она может быть им интересна?
- Что лично для вас является мотивом участия в добровольчестве? Зачем вам это нужно?
Всем известно, что человек, вовлеченный в процесс обучения, усваивает знания гораздо лучше, чем тот, кто просто пассивно слушает. Прежде чем вы решите провести урок волонтерства, нужно ответить на главные вопросы.
Что? Волонтеры проводят занятия для своих сверстников по системе «равный — равному». Можно провести одно занятие, а можно — целый цикл, в зависимости от возможностей и ресурсов. Если проводится цикл занятий, важно, чтобы все они были связаны общей целью и каждый семинар, посвященный определенной теме, был одновременно самостоятельным и завершенным.
Где? Найдите место, где вам будет удобно встречаться. Помещение должно быть довольно просторным, чтобы там можно было проводить игры и разминки. Если занятие будет проходить в классе, посмотрите, можно ли убрать парты, чтобы посадить участников в круг. Это нужно и для проведения игр, и для создания дружественной атмосферы, и для того, чтобы занятие не ассоциировалось с традиционным школьным уроком.
Когда? В школе занятие можно провести во время классного часа. В других местах — в зависимости от того, как сумеете договориться. В среднем занятие может длиться от 40 минут до 1 часа.
С кем? Участниками занятия могут быть как ваши сверстники, так и дети более младшего и более старшего возраста. Обычно группа состоит из 15–18 человек, но если занятия проводятся в школе, то надо быть готовым, что это может быть и целый класс — 25–35 человек.
От каждого — по способностям
Не забывайте о том, что волонтерство — дело добровольное. Даже если школьнику нравится помогать, он разделяет ценности волонтерского движения, в котором состоят его сверстники, важно понимать, что, скорее всего, ребятам с разным характером, разными способностями и талантами будут интересны разные виды помощи. Кто-то проявит организаторский талант, а кому-то будет интересно заведовать отчетностью и документацией. Одни запросто находят контакт с чужими людьми, а другим сложно адаптироваться к новым обстоятельствам.Присмотритесь к каждому участнику волонтерского движения. Не пытайтесь навязать работу с документацией тому, кто хочет проводить творческие мастер-классы.
Проведите опрос с помощью сервиса Google.Forms или очно, чтобы понять, какие у ребят предпочтения и склонности, чем они хотели бы заниматься, и что из этого вы можете им предложить. Не обязательно стопроцентное совпадение — просто так вы сможете лучше ориентироваться в запросах детей и наверняка сможете предложить им ту форму взаимодействия, которая подходит им больше всего.
Интернет — всему голова
Создайте аккаунт или группу школьного волонтерского движения в соцсетях и разместите ссылку на сайте школы.Публикуйте посты о новых мероприятиях, делайте отчеты о прошедших. Знакомьте аудиторию со всеми участниками движения, рассказывайте о каждом из ребят. Рассказывайте в соцсетях о проблемах уровня школы, района или города, людях, которым требуется помощь. Естественно, эту работу тоже должен будет взять на себя кто-то из школьников.
Путешествие в мир добровольчества
Игры — лучшие друзья в обучении и в создании мотивации. Проведите игровой тур для понимания целей волонтерского движения — так вы привлечете потенциальных новых участников и сможете помочь уже действующим волонтерам, которые станут лучше ориентироваться в деятельности и поймут, какие цели в действительности преследуют. Разместите посты в соцсетях и расклейте объявления на стендах в фойе, чтобы оповестить школьников о времени и месте проведения игры.На эти и многие другие вопросы вы сможете ответить после прохождения следующей настольной игры. Прежде чем переходить к игровому полю, изучите правила игры и условные обозначения, а также повторите предыдущие темы о принципах добровольческого труда и направлениях волонтерской деятельности.Какие добрые дела вы будете совершать в течение года? Будут ли они посильны вам? Ожидают ли вас в ходе занятия добровольчеством не только трудности, но и непонимание со стороны других людей? Вы запомнили определения различных направлений добровольчества?
Игра позволит понять, насколько хорошо вы усвоили материал части 1, поэтому активно используйте знания, полученные в ее параграфах. В ходе игры можно советоваться с одноклассниками, смотреть записи в тетради и использовать пособие, если это необходимо.
Важно найти оптимальное для ситуации решение, которое позволит сохранить хорошее настроение себе и другим. Постарайтесь получить удовольствие от хода игры, проверяя качество усвоения материала.
Правила
Для участия в игре необходимо разделиться на 3–4 команды (в зависимости от количества учеников в классе). Далее с помощью жеребьевки определяется последовательность передачи хода от команды к команде. О том, кто из игроковкаждой команды тянет карточку из той или иной колоды, а кто засекает время, отведенное на выполнение задания, участники команды должны договориться самостоятельно.
Во время настольной игры смелее советуйся с волонтерами своей команды! Преодолевайте трудности сообща!
Командам нужно последовательно перемещать свою фишку по игровому полю от клетки «СТАРТ» к клетке «ФИНИШ» и выполнять задания, встречающиеся на пути. Задания связаны с определенной тематикой и распределены по колодам карточек. Каждая карточка содержит подробное описание задания.
Перед игрой карточки раздаются учителем, перемешиваются в каждой отдельной колоде и кладутся рубашкой вверх. Карточку с заданием всегда нужно брать с верха колоды. Побеждает та команда, чья фишка быстрее остальных достигнет финиша. На выполнение каждого из заданий дается не более 1 минуты. После этого карточка убирается в нижнюю
часть соответствующей колоды. Если же задание не будет выполнено вовремя, то команда пропускает ход.
Обратите внимание на дополнительные карточки по темам: «Доверяй, но проверяй!», «Реши задачу», «Бонусное задание», которые также раздаются учителем и заполняются до начала игры. Поэтому перед началом игры необходимо заранее придумать свой вариант заданий, написать их на карточках и перед занятием вложить в соответствующую колоду. За успешное выполнение этих заданий предоставляется столько же ходов, сколько и за выполнение стандартных того же типа. За выполнение «Бонусного задания» не может быть предоставлено больше 3 шагов вперед по клеткам игрового поля!
Условные обозначения на игровом поле
«Зачем?»
Если фишка команды находится на этой клетке, то каждый участник команды должен назвать свою причину, по которой ему нужно изучать курс «Школа волонтера». Если в течение минуты все участники команды успевают назвать эти причины, то фишка перемещается на 1 клетку вперед. Если нет, то фишка остается на этой клетке и в следующий кон им нужно будет выполнить это же задание.«Я хочу...»
Если фишка команды находится на этой клетке, то каждому ее участнику необходимо написать в тетради, что он хочет совершить, в чем поучаствовать на протяжении изучения всего курса. Если в течение минуты все участники команды успевают написать хотя бы по одному желанию, то фишка перемещается на 1 клетку вперед. Если нет, то фишка остается на этой клетке и в следующий кон им нужно будетвыполнить это же задание.
«Доверяй, но проверяй!»
Вытащите верхнюю карточку из колоды под названием «Доверяй, но проверяй!» и никому не показывайте. Зачитайте вслух объявление о наборе волонтеров для игроков своей команды. Они должны коллективно решить, стоит верить объявлению или нет, поскольку его могли разместить мошенники. Если ответ был правильным, то передвиньтесь на следующую клетку, если неправильным, то передвиньтесь на предыдущую. (Читающий объявление в обсуждении не участвует, он видит в тексте на карточке наличие или отсутствие специального значка, который обозначает, что за публикацией информации стоят мошенники.)«Реши задачу»
Вытащите верхнюю карточку из колоды под названием «Реши задачу». Зачитайте вслух текст, описывающий проблемную ситуацию, так, чтобы его слышали и другие команды. Вперед на одну клетку продвигается фишка той команды, которая первой предложила верное решение проблемы. Клетка с указанием вида волонтерства. Вытащите карточку из соответствующей колоды и выполните задание индивидуально. При успешном выполнении задания передвиньте фишку на столько клеток вперед, сколько написано на карточке. Если вы не справились с заданием, то команда пропускает ход. Если не помните, чему посвящен каждый вид волонтерства, воспользуйтесь определениями из § 3 «Направления волонтерской (добровольческой) деятельности».«Социальное проектирование»
Если фишка команды находится на этой клетке, то каждому ее участнику необходимо назвать, в каком одном виде волонтерства ему хотелось бы придумать свое полезное дело и чему оно посвящено. Если в течение минуты все участники команды успевают это сделать, то фишка перемещается на 1 клетку вперед. Если нет, то фишка остается на этой клетке и в следующий кон им нужно будет выполнить это же задание.Вопросы по итогам игры
- Ребята, как вы думаете, какие добрые дела вы будете совершать?
- Будут ли они выполнимыми?
- Ожидают ли вас в ходе занятия волонтерством не только трудности, но и непонимание со стороны других людей?
- Для подготовки к работе по каким профессиям полезно заниматься различными направлениями добровольчества?
- Насколько легко или трудно вашей команде было выполнять задания игры сообща?
- Что оказалось самым трудным в игре?
- Какое направление волонтерства вам показалось самым непонятным?
- Почему нельзя слепо верить каждому объявлению о наборе волонтеров?
- Для чего волонтеру нужно придерживаться определенных принципов?
В материале использован текст § 7 и § 15 из учебного пособия «Школа волонтера» для 5-7-х классов.