Как мы будем считать
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Актуализация умения пересчитывать предметы, понятий «больше», «меньше», «столько же», формирование умения сравнивать количество предметов, используя приём составления пар.
Задачи урока
- Актуализировать представления учащихся о счёте предметов.
Формировать умение сравнивать изображённые предметы по количеству, используя приём составления пар и слова больше, меньше, столько же.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, пространственные представления учащихся.
Способствовать развитию математической речи учащихся.
Виды деятельности
- Порядковый счёт изображённых предметов.
Определение количества предметов, используя названия чисел.
Сравнение количества изображённых предметов, используя слова больше, меньше, столько же.
Установление закономерности в чередовании фигур на рисунке и продолжение этой последовательности.
Ключевые понятия
- Счёт предметов, количество предметов, сравнение предметов по количеству, больше, меньше, столько же.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием (анимацией). Учитель предлагает ученикам посмотреть анимацию и послушать стихотворение С. Михалкова «Котята». Учащиеся пересчитывают котят, используя слова один, два, три, четыре, пять. |
2 | 2. Актуализация знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Учащиеся рассматривают бабочек на рисунке, определяют их цвета (зелёный, синий, красный, жёлтый) и отвечают на вопросы, предложенные в задании: «Сколько красных бабочек? (Две.) Сколько жёлтых? (Пять.)» Вопросы под рисунком способствуют не только тренировке в пересчитывании предметов, но и актуализации понятий «больше», «меньше», «столько же». Ответы: синих бабочек столько же, сколько красных; больше всего жёлтых бабочек; меньше всего — зелёных; всего на рисунке 10 бабочек. При ответе на последний вопрос учащиеся выполняют пересчёт предметов, называя числа от одного до десяти (не выполняя сложение). Работа с интерактивным заданием. Ученики называют изображённые предметы и определяют их количество (пересчитывают): четыре яблока, четыре морковки, три банана, пять груш. Учитель предлагает учащимся назвать рисунок, который нужно отметить в соответствии с заданием (на нём должно быть изображено четыре фрукта) и объяснить свой выбор. Большинство первоклассников назовут рисунок, где изображено четыре яблока, но некоторые могут выбрать четыре морковки. Учителю необходимо обратить внимание учеников, что в задании требовалось найти рисунок с четырьмя фруктами, а морковь является овощем, значит, несмотря на нужное количество предметов, этот ответ является неверным. Можно предложить дополнительные вопросы: «Каких фруктов больше всего? Каких меньше всего?» Работа с заданием № 3 учебника. Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные в задании. Таким образом закрепляется умение выполнять счёт и составлять вопросы по рисунку со словом «сколько». Возможные вопросы: Сколько красных флажков? Сколько синих? Сколько флажков с одним кончиком; с двумя; с тремя? |
3 | 3. Закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Учитель обращает внимание учеников, что задание отмечено знаком «Работа в паре» и знакомит их с правилами работы в паре (если это не было сделано на других предметах). При выполнении предложенного задания происходит знакомство учащихся с приёмом сравнения количества предметов — составлением пар. Можно использовать не только указанные предметы (карандаши и фасолинки), но и любые другие: фломастеры, пуговицы, счётный или разрезной материал. Работа с интерактивным заданием (анимацией). При просмотре анимации закрепляется умение учащихся сравнивать предметы по количеству, используя способ составления пар. |
4 | 4. Самостоятельная работа | Работа с заданием № 5 учебника. Учитель предлагает учащимся самостоятельно ответить на вопросы «Всем ли достанется по шарику?» и «Чего меньше: шариков или детей?». Затем он выслушивает объяснения учеников, у которых получились противоположные ответы (хватит и не хватит, меньше шариков и меньше детей), и комментирует их. Рассуждения. Слева от клоуна каждый ребёнок держит один шарик и клоун даёт мальчику один шарик. Посчитаем справа детей без шариков: их четыре. Посчитаем оставшиеся у клоуна шарики: их шесть. Значит, по шарику достанется всем и шариков больше. Дополнительно ученики могут назвать, сколько на рисунке шариков разных цветов; посчитать, сколько девочек, мальчиков, и определить, что их одинаковое количество (по 4). Работа с интерактивным заданием. Учащиеся рассматривают рисунки и определяют, на каком из них машинок больше, чем кукол. Ученики отмечают рисунок в соответствии с вопросом и объясняют свой выбор. |
5 | 5. Итог урока | Работа с заданием № 6 учебника. Ученики отвечают на вопросы, сформулированные в задании, выполняя счёт предметов и закрепляя приём сравнения количества предметов составлением пар: «Сколько насекомых на рисунке? (Шесть.) Сколько птиц? (Восемь.) Кого больше: насекомых или птиц? (Больше птиц.)» Затем учащиеся составляют по рисунку другие вопросы со словами «сколько», «кого больше», «кого меньше». Они говорят, что в нижней строке изображены рыбы, их пять, сравнивают количество насекомых и рыб, птиц и рыб, определяют, кого больше и кого меньше. Работа с интерактивным заданием. Ученики рассматривают узор на рисунке, составленный из квадратов двух цветов: красных и жёлтых. Они определяют закономерность в расположении квадратов в узоре и продолжают его самостоятельно. Это задание является подготовительным для выполнения такого же упражнения в тетради. Выполнение заданий на клетке. |