ИР Урок 26. Начало возвышения Москвы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
История России
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Ознакомить учащихся с основными событиями истории Московского княжества и других земель Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в.
Задачи урока
- 1. Выявить причины усиления позиций Московского княжества в первой половине XIV в.
- 2. Показать роль московских князей первой половины XIV в. в ослаблении зависимости Руси от Орды
Виды деятельности
-
Лекция, беседа, проверка знаний учащихся
Ключевые понятия
-
Даниил Александрович, Юрий Даниилович, Иван Калита, Михаил Тверской, Узбек
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Вопрос: В слайдшоу сказано, что Москва стала центром объединения русских земель для противостояния ордынскому игу. Были ли примеры, когда Москва открыто противостояла Орде уже в первой половине XIV в.? (Нет) Тем не менее, ее возвышение уже тогда возникли предпосылки будущего освобождения от Орды, каким образом – мы выясним на этом уроке. |
2 | 2. Проверка домашнего задания | После выполнения задания устный вопрос: Какие территории были присоединены к Московскому княжеству в последние годы правления Даниила? После ответа учитель предлагает посмотреть анимацию, чтобы проверить правильно ли ответили. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | После просмотра анимации вопрос: Несмотря на территориальные приращения Московского княжества в начале XIV в., Тверское княжество обладало по сравнению с ним значительными преимуществами и казалось более успешным претендентом на роль возможного центра объединения Северо-Восточной Руси. В чем выражались эти преимущества? Ответы: Тверь в отличие от Москвы избежала разорения во время Дюденевой рати; в ней еще в конце XIII в. возобновилось каменное строительство; раньше Москвы удалось получить ярлык на великое княжение. |
4 | 4. Изучение нового материала | Вопросы: 1. Какие привилегии давало обладание ярлыком на великое княжение? 2. Ярлык изначально был отдан Михалу, так как тот был старшим в роду и имел больше прав наследовать великокняжеский престол. Всегда ли соблюдался этот принцип при пожаловании князьям ханского ярлыка? 3. За что Михаил Тверской был причислен к лику святых? 4. Какими соображениями на ваш взгляд руководствовался хан Узбек, когда после казни Дмитрия Грозные Очи не вернул ярлык Москве, а вручил его новому тверскому князю? |
5 | 4.2. Изучение нового материала | |
6 | 4.3. Изучение нового материала | |
7 | 5. Закрепление изученного материала | Вопрос после выполнения задания: Почему время великого княжения Ивана Калиты называется в летописях «великой тишиной»? |
8 | 6. Изучение нового материала | Вопрос: Почему Ивана Калиту называли «собирателем Русской земли»? |
9 | 7. Этап закрепления и первичной проверки | При выполнении задания можно пользоваться только записями в тетради, сделанными на уроке. |
10 | 8. Информация о домашнем задании | Домашнее задание – подготовка к уроку по теме «Дмитрий Донской и Куликовская битва» |