Игровой сюжет для подготовительной к школе группы «Королева наук» – математика
Номинация: игровой сюжет для подготовительной к школе группы.
Название игрового сюжета: «Королева наук» – математика.
Участники: дети подготовительной к школе группы.
Место игровой ситуации в образовательном процессе: часть образовательной деятельности «Знакомство со школьным предметом – математика» из авторской программы «К школе готов!» по развитию личностной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи: знакомить со школьным предметом – математика; повышать уровень познавательной активности; знакомить детей со способом измерения расстояния с помощью различных предметов; знакомить с измерительным инструментом – линейкой; совершенствовать навык работы по словесной инструкции; развивать навык работы в парах.
План-сценарий сюжета игровой ситуации:
- Приход «Королевы наук» – математики.
- Беседа о важности математики.
- Измерение расстояния между двух детей на ковре с помощью мерки – палочки от пирамидки.
- Работа в парах: измерение расстояния между двумя домиками на листе бумаги с помощью различных предметов.
- Работа в парах: измерение расстояния между двумя домиками на листе бумаги с помощью одного предмета, принятого за мерку.
- Сравнение расстояния у каждой пары детей.
- Проблемная ситуация: сравнение расстояния без возможности использовать предмет, как мерку.
- Знакомство с измерительным инструментом – линейкой.
- Вывод о важности изучения математики.
- Рефлексия.
Материалы и оборудование: магнитофон, запись волшебной музыки, иллюстрация «Королева наук» – математика, палочка от пирамидки. По количеству детей: листы с изображением двух домов на расстоянии, простые карандаши, мелкие предметы (монета, ластик, точилка, камушек, деревянная фишка), различные по длине и цвету линейки, цветные карандаши.
Конспект образовательной ситуации
Дети и педагог-психолог рассаживаются на ковёр, образуя круг.
Педагог-психолог: ребята закрывайте глаза.
Дети закрывают глаза.
Звучит волшебная музыка.
Педагог-психолог: открывайте глаза ребята. Посмотрите у нас сегодня не обычный гость – это «Королева всех наук» – Математика.
– Как вы думаете, почему математику так называют?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог-психолог: без знания математики невозможно подсчитать сколько нужно кирпичей для постройки дома, сколько металла для космического корабля, сколько взять муки, чтобы испечь вкусный пирог или как измерить расстояние от одного города до другого. Я предлагаю вам убедиться, как сложно обойтись без математики.
Педагог-психолог: я предлагаю встать, например, Ване на один угол ковра, а Кате на противоположный угол. А ваши друзья попробуют измерить расстояние от Вани до Кати.
Ваня и Катя встают на противоположные концы ковра.
Педагог-психолог: как вы предлагаете измерить расстояние между Ваней и Катей.
Дети высказывают свои предположения.
Педагог-психолог подводит детей к мысли, что в качестве мерки для измерения расстояния можно использовать различные предметы.
– Давайте измерим расстояние с помощью палочки от пирамидки. Один из детей выкладывает палочку от Вани в сторону Кати, педагог-психолог делает отметку в месте, где палочка закончилась с помощью полоски цветной бумаги. Затем ребёнок перекладывает палочку дальше, педагог-психолог опять ставит метку. Так продолжается до тех пор, пока они не дойдут до Кати.
Педагог-психолог: мы измерили расстояние от Вани до Кати с помощью палочки от пирамидки. Сколько меток мы отложили?
Дети пересчитывают метки и озвучивают результат.
Педагог-психолог: молодцы ребята! Мы измерили расстояние в палочках. В чём ещё можно измерить это расстояние?
Дети высказываются.
Педагог-психолог: разбейтесь на пары.
Дети разбиваются на пары.
Педагог-психолог: проходите за столы.
– Каждой из пар я даю листок, на котором изображены два дома. Ваша задача – измерить расстояние от одного дома до другого. А потом мы решим, у какой из пар расстояние между домами самое большое.
Педагог-психолог раскладывает на столе различные мелкие предметы (монетку, ластик, точилку, камушек, деревянную фишку) и простые карандаши.
– Расстояние нужно измерить с помощью этих предметов. Один ребёнок из пары прикладывает предмет к домику, второй отмечает границу предмета карандашом. Затем первый ребёнок перекладывает предмет, второй опять отмечает границу и так пока предмет не достигнет второго домика. Останется только посчитать количество отметок, чтобы узнать расстояние между домиками.
Дети выполняют задание в парах, а педагог-психолог им помогает.
Педагог-психолог: молодцы! Давайте проверять результат.
Первая пара измеряла расстояние монеткой. Какое расстояние у вас получилось? Сколько отметок вы посчитали?
Дети первой пары: 9 отметок.
Педагог-психолог: значит расстояние 9 монеток.
Вторая пара измеряла расстояние ластиком. Какое расстояние у вас получилось? Сколько отметок вы посчитали?
Дети второй пары: 6 отметок.
Педагог-психолог: значит расстояние 6 ластиков.
Третья пара измеряла расстояние камушком. Какое расстояние у вас получилось? Сколько отметок вы посчитали?
Дети третьей пары: 7 отметок.
Педагог-психолог: значит расстояние 7 камушков.
– А теперь скажите мне у какой из пар расстояние между домиками самое большое?
Дети высказывают по очереди свои предположения. Мнения разделились.
Педагог-психолог: как разрешить наш спор? Подумайте, что можно сделать?
Педагог-психолог выслушивает детей и подводит их к мысли измерить расстояние одним предметом. Например, точилкой.
Дети измеряют в парах расстояние между домиками с помощью точилки, сравнивают его и выясняют у кого расстояние самое большое.
Педагог-психолог: а теперь представьте, что, например, тебе Ваня и твоему другу, живущему в другом городе, купили грузовики и вы решили выяснить у какого грузовика кузов длиннее. Как быть? Ведь у вас нет одинаковых точилок или ластиков и даже двух одинаковых камушков?
Дети высказываются.
Педагог-психолог: вам поможет измерительный инструмент – линейка, который есть в каждом доме.
Педагог-психолог показывает детям разные виды линеек: все эти линейки разные, но у них у всех одинаковая измерительная шкала.
Педагог-психолог раздаёт каждому из детей по линейке.
Дети рассматривают линейку: деления, находят «0» – точку отсчёта. Прикладывают одну шкалу к другой и убеждаются, что шкалы совпадают.
Педагог-психолог: с помощью линейки, мы можем измерить расстояние в сантиметрах. На уроках математики в школе вас научат пользоваться линейкой и другими измерительными инструментами.
– Может быть, вы назовёте мне другие измерительные инструменты?
Дети высказываются.
Педагог-психолог сегодня мы с вами убедились, как сложно обойтись без математики, как важно уметь пользоваться измерительными инструментами.
– Что вам запомнилось больше всего? Трудно вам было измерять расстояние?
Дети высказываются.
Педагог-психолог: справились вы с заданиями?
Дети высказываются.
Педагог-психолог: вы сегодня молодцы!
Педагог-психолог: раздаёт детям медали-заготовки.
– Я раздаю каждому из вас медаль, которой вас награждает «Королева всех наук» – математика, потому что вы успешно справились сегодня со всеми заданиями.
Педагог предлагает детям раскрасить медаль.
Дети раскрашивают медаль.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.