Игровая ситуация для детей среднего возраста: «Мы разные».
Цель: развитие эмоционального интеллекта детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- активизировать детский интерес (вызвать желание помочь),
- обобщить представления детей об основных эмоциях,
- стимулировать инициативность, творческий потенциал (восприятие и отражение эмоции),
- формировать умение включаться в диалог.
Возрастная группа: 4-5 лет, средний дошкольный возраст.
Место в образовательном процессе: вторая половина дня – совместная деятельность с воспитателем, свободная деятельность детей.
Педагог-психолог создает образовательную развивающую ситуацию в игровой, коммуникативной и других видах деятельности детей.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие. Интеграция: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
План-сценарий к образовательной ситуации «Мы разные»
1. Завязка сюжета, мотивирование детей на решение развивающих образовательно-воспитательных задач. Выдвижение проблемы образовательной ситуации, формулировка её вместе с педагогом.
Беседа с детьми: «Всегда ли мы одинаковые?».
Появление героя – «Пети».
2. Развитие ситуации
После высказываний детей, переключаем внимание на эмоции и их проявления.
- игровые упражнения, направленные на отражение и вербализацию эмоциональных состояний
- практическое выполнение: составление схематического изображения, модели эмоции на усмотрение детей.
3. Рефлексия.
Получение обратной связи.
4. Самостоятельная деятельность детей (по желанию).
Продукт деятельности: схемы эмоций.
Описание оборудования.
– «Петя»: либо живой герой (по возможности, пригласить мальчика подготовительной группы), либо кукла.
– мячик для передачи по кругу,
– пиктограммы основных эмоций (радость, грусть, злость, удивление, страх) и спокойное лицо,
– конструктор «Притворщик – П – Л» (можно заменить другим конструктором, с возможностью выкладывания портрета, со сменой бровей, рта, глаз),
– зеркало одно или маленькие.
Речевой материал:
Веселый старичок (Даниил Хармс)
Жил на свете стаpичок
Маленького pоста,
И смеялся стаpичок
Чpезвычайно пpосто:
"Ха-ха-ха Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи Да бyх-бyх!
Бy-бy-бy Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь Да тpюх-тpюх!"
Раз, yвидя паyка,
Стpашно испyгался.
Hо, схватившись за бока,
Гpомко pассмеялся:
"Хи-хи-хи Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо Да гyль-гyль!
Ги-ги-ги Да га-га-га,
Го-го-го Да бyль-бyль!"
А yвидя стpекозy,
Стpашно pассеpдился,
Hо от смеха на тpавy
Так и повалился:
"Гы-гы-гы Да гy-гy-гy,
Го-го-го Да бах-бах!
Ой, pебята не могy!
Ой, pебята, Ах-ах!"
Конспект образовательной ситуации
*Если Петя-кукла, то можно говорить за него или сказать, что как раз сегодня вы слышите и понимаете кукол и просто делать вид, что слушаете и затем парировать.
1.
Педагог-психолог приходит к детям в групповое помещение.
Педагог-психолог: Ребята, я очень рада Вас видеть!
По дороге сюда, я встретила Петю (если герой кукла – он из кукольного театра). И знаете, по-моему, он на кого-то обижен и говорит, что его товарищ всегда злой.
Может ли такое быть? Всегда ли мы с Вами одинаковые?
Всегда ли грустный человек грустен, а веселый – весел?
Дети высказываются.
Педагог подводит к тому, что мы бываем разные, что у нас разное настроение, разные эмоции мы испытываем.
Педагог-психолог: А вот и Петя!
Петя, ребята рады, что ты зашел к ним в гости!
Петя (если это герой): Конечно это ребята добрые, радостные!
Педагог-психолог удивляется: Что? Ты думаешь, что ребята всегда – всегда радостные?!
Ребята расскажите, какие мы бываем, какие настроения, эмоции Вы знаете?
Дети высказываются.
Петя-герой): Да как так? Что-то я запутался!
Педагог-психолог: А мы тебе сейчас поможем, мы тебе покажем! Правда, ребята!
2.
Педагог-психолог: Для начала мы все превратимся. Слушайте внимательно:
Психогимнастика «Вот я, вот я превращаюсь……».
«Вот я, вот я превращаюсь в старичка!» – педагог-психолог изображает старичка,
Не отставайте ребята, говорите слова «Вот я, вот я превращаюсь в старичка», превращайтесь! Где тут старички!.
Петя – герой, тоже превращается в старичка.
Педагог-психолог, хвалит старичков.
Педагог-психолог: А теперь я расскажу стихотворение, а вы изображайте – какой там старичок. Готовы?
Читаем стихотворение «Веселый старичок» Даниил Хармс.
При чтении педагог-психолог делает паузы, чтобы побыть в том или ином состоянии. Дети, совместно с педагогом-психологом изображают: веселье (смех), страх, злость. Взрослый может дать описание, обратить внимание на положение головы, бровей, рта.
Завершаем превращения, став детьми.
Педагог-психолог: «Вот я, вот я превращаюсь сам в себя»! – педагог-психолог выходит из образа – Превращайтесь! «Вот я, вот я превращаюсь сам в себя! Где мои ребята? Вот … (называет детей по именам).
Дети присаживаются на стулья.
Педагог-психолог: Видишь, Петя, один и тот же человек бывает разным, смотря, что мы чувствуем.
Петя-герой: А почему разные, что и когда мы чувствуем?
Педагог-психолог: Ребята, расскажите Пете, когда вы огорчаетесь.
Упражнение «Я огорчаюсь когда…»
Дети передают мячик по кругу и говорят о себе. Если никто не решается, то взрослый приводит свой пример, а затем спрашивает кого-нибудь.
Педагог-психолог: Да не всегда бывает так, как нам хочется! А расскажите теперь, что вас радует.
Упражнение «Я радуюсь когда…» (аналогично предыдущему).
Педагог-психолог делает обобщение высказываний и вывод: что человек от одного может испытать грусть, а от другого радость.
Петя-герой: Как же понять когда и что я или другой испытывает.
Педагог-психолог: Ты наверно, слышал выражение «На лице написано». Сейчас мы с ребятами тебе покажем и расскажем. Да?– обращается к детям.
Упражнение «Кто какой?»
В группе рассматриваем пиктограммы (по одной): грусть, злость, радость, страх, удивление, отображаем эмоции, называем их, даем описание (какие глаза, рот, брови). Заканчиваем либо радостным, либо спокойным лицом.
Педагог-психолог: Ну и молодцы, вы ребята, хорошо разобрались! А ты Петя, разобрался?
Петя-герой: Надо попробовать самому!
Педагог-психолог: Я знаю, как тебе помочь! Чтобы Петя больше не путался, давайте построим портреты «какие мы бываем», а Петя их разгадает.
Конструктор «Притворщик – П – Л»
Совместная работа, организованная педагогом-психологом: кто-то из детей ставит глаза, кто-то брови, рот. Петя «угадывает». Педагог-психолог называет эмоции и описывает портрет, при необходимости (разногласии между детьми) комментирует, что и эмоции могут быть разные (например: тихая грусть, полная грусть).
Петя-герой: Мне пора! Спасибо вам ребята! – уходит (если кукла, то его «провожает» педагог-психолог)
3.
Педагог-психолог: Как вы думаете, смогли мы объяснить Пете, что человек бывает разным? Какие эмоции и настроения у нас бывают? И как мы их выражаем? Сможете вы это объяснить другим?
Дети отвечают.
Педагог-психолог: Ну вот и хорошо! Я этому очень рада! А вот от того, что встреча наша закончилась мне немного грустно. Посмотрите, что у меня есть – показывает зеркало – Сейчас посмотрите, пожалуйста, в зеркало, подумайте «какой вы сейчас» и скажите себе «Здравствуй Я».
Упражнение «Зеркало»
Педагог-психолог: До встречи, ребята, мне с Вами было интересно! Я вам оставляю картинки с разными лицами, которые вы сможете раскрасить, кружочки, на которых вы сами сможете рисовать лица.
4.
Дети по желанию могут рисовать пиктограммы, раскрашивать.
А также строить схемы, если оставлен конструктор или воспитатель покажет, как строить лица при помощи геометрического конструктора.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.