Готовимся к ЕГЭ по истории и обществознанию: опыт педагога
В 2017 году сдача ЕГЭ по истории намечена на 19 июня, а обществознания — на 21 июня. Разбираем самые сложные аспекты ЕГЭ по этим предметам с Сергеем Агафоновым, соавтором учебников по истории, учителем высшей категории.
Мои рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию основываются на опыте подготовки обучающихся к сдаче экзаменов в школе, на подготовительных курсах при вузе, а также личном опыте сдачи ЕГЭ по этим предметам. По истории мой результат 97 баллов, по обществознанию — 87 баллов.
На мой взгляд, половина успеха (если не больше) на экзамене по истории и обществознанию, зависит от количества досконально разобранных типовых заданий. Именно разобранных заданий, а не только выполненных. При это важно вписывать события, процессы, явления отечественной истории в контекст всеобщей истории; устанавливая связи между различными социальными явлениями и процессами.
Как это сделать? Возьмём, к примеру, следующее задание:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Крымская война
2) Реформа патриарха Никона
3) Падение Византийской империи
Правильный ответ:
3 |
2 |
1 |
Правильный ответ был установлен через обращение к хронологии. Но кроме этого, необходимо упомянутым событиям дать краткую характеристику: отметить причины (минимум две), следствия (минимум два); указать основные содержательные элементы событий, явлений, процессов (не менее двух); персоналии (не менее двух). Обязательно вспомнить, а что в это время происходило в других странах или, если это явление, событие, процесс всеобщей истории, что в это время происходило в нашей стране; определить взаимовлияния.
Рассмотрим задание по обществознанию:
Запишите слово, пропущенное в таблице. Характеристика форм духовной культуры.
ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
|
ХАРАКТЕРИСТИКА
|
Религия |
Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное. |
…
|
Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости. |
Очевидно, что вписать нужно слово «мораль».
Здесь мы должны вспомнить, какие ещё бывают сферы общественной жизни, и дать им краткую характеристику: указать основные функции; основные элементы. Затем обязательно нужно вспомнить другие важнейшие элементы сферы духовной культуры: искусство, философию науку, образование; дать определение, перечислить функции, привести примеры их осуществления. После этого переходим к характеристике религии и морали. Перечисляем важнейшие элементы всякой религии, и её основные функции; основные классификации религии: по масштабам распространения, объекту поклонения. Важно все иллюстрировать конкретными примерами. Характеризуя мораль, следует использовать понятия «нравственность» и «этика». Указать на особенности употребления этих понятий. «Мораль» и «нравственность» используются обычно для различения того, что должно и того, что есть; этика используется как их синоним и ещё это название науки, предметом исследования которой являются мораль (нравственность). Необходимо перечислить разновидности морали (этики). Разумеется, надо вспомнить функции морали и проиллюстрировать их конкретными примерами. Желательно отметить, как религия и мораль, а также другие элементы духовной культуры оказывают влияние на прочие сферы общественной жизни. Не забываем про примеры!
Задания с картами с схемами
Традиционно сложности вызывают задания, связанные с историческими картами-схемами. Поэтому считаю разумным использовать ресурс Атлас+, который поможет отработать такого рода задания. На этом ресурсе представлены атласы по истории и географии с ответами для всех классов в электронном виде. Учебные материалы проработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Анализируем источники
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по истории стало появляться больше заданий, связанных с анализом источников. В помощь педагогу — хрестоматии, входящие в состав УМК «История России» И. Л.Андреева, О. В.Волобуева (6-10). Фрагменты исторических источников в этих хрестоматиях снабжены заданиями. Как мы помним, тренинг — основа успеха при подготовке к ЕГЭ по любому предмету.
На какие темы ориентироваться?
Содержательно при подготовке к экзамену по истории необходимо обратить внимание на темы «Великая российская революция», «Великая Отечественная война»; темы, связанные с историей Крыма и Украины; российско-украинских отношений.
Содержательно при подготовке к экзамену по обществознанию, крайне важно, кроме всего прочего, досконально проштудировать Конституцию Российской Федерации; темы по финансовой грамотности; Гражданский кодекс; Семейный кодекс; Кодекс об административных правонарушениях.
Повторять эти темы лучше параллельно с выполнением типовых заданий ЕГЭ.
О сочинении
Что же до сочинений: чтобы научится их писать, нужно их писать, чем больше, тем лучше. Особое внимание уделяйте сочинению по обществознанию — экзаменатор должен сразу увидеть, что автор понимает, о чём идёт речь в высказывании, лучше всего убедить его в этом, пересказав его своими словами. Ни в коем случае не забывайте о теоретической аргументации и разнообразии фактической аргументации.
При написании сочинения по истории слабым местом у экзаменуемых являются установление связей между явлениями, событиями, процессами и характеристика роли личности в этих явлениях, событиях, процессах на конкретных примерах.
В обоих случаях нужно внушить детям, если вы не уверены в правильности употребления понятия, не используйте его; вообще пишите только о том, что точно знаете.
Непременно настаивайте на том, чтобы сочинения писались в повествовательном ключе, избегайте «воды»: слов и оборотов, не несущих в себе конкретной информации.