Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.
Технологическая карта урока
Предмет |
география |
Класс |
7 |
Тема и номер урока в теме |
Географическое положение и история исследования Антарктиды. Урок № 37. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Средства обучения |
Учебник, атласы 7 класс, мультимедийный проектор, экран, презентация, видео. |
Цели урока: |
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «Географическое положение и история исследования Антарктиды» средствами технологии критического и проблемного обучения. Образовательная цель: добиться осознания и усвоения ключевых слов – Антарктида, М.П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Р. Амундсен, Р. Скотт; показать значение открытия материка Антарктиды русскими моряками, покорения Южного полюса Земли экспедициями Р. Амундсена, Р. Скотта; отрабатывать правила работы с картой, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать. Воспитательная цель: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию мировоззренческой географической культуры личности, патриотизма. Развивающая цель: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания. |
Планируемый результат |
|
Предметные умения
|
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 этап. Актуализация знаний |
Приветствие учащихся, проверка готовности классного помещения и порядка на рабочих местах, фиксация в классном журнале отсутствующих. |
Приветствие учителя, проверка наличия учебных пособий на своем рабочем месте. Дежурный докладывает учителю об отсутствующих на уроке. |
2 этап. Фронтальный экспресс – опрос-беседа. Подготовка к формулировке темы и цели урока. |
Беседа. Вопросы: – Какой раздел географии мы изучаем (материки и океаны) (показать материки у доски в порядке убывания площадей) – Как назывался ранее существовавший единый материк? (Пангея) – Что с ним произошло в дальнейшем? (раскололся на южный и северный материки в результате внутренних процессов происходящих в земле) – Как назывался Северный материк? (Лавразия) – Как назывался Южный? (Гондвана) – Что в дальнейшем произошло с этими двумя материками и почему? (в результате процессов происходящих внутри Земли они раскололись на отдельные части) – На какие две группы делят все материки? (северные и южные) – Какую группу материков мы изучаем? (южные) – Все ли южные материки расположены полностью в юном полушарии? (нет) – Что же тогда их объединяет? (общая геологическая история развития) -Какие материки южной группы мы уже изучили? (Африка, Австралия, Южная Америка) -Вспомните: АФРИКА – это самый? –(жаркий) АВСТРАЛИЯ – это самый? (сухой) Ю. АМЕРИКА – это самый? (влажный) |
Отвечают на вопросы учителя, работают с географической картой (у всех открыта физическая карта полушарий) |
3 этап Создание проблемной ситуации Изучение нового материала. А)Постановка целей и задач урока. Б)Мотивация учебной деятельности.
|
Учитель: Сегодня мы продолжим с вами изучать южные материки. Давайте вместе с вами попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Хочу обратить ваше внимание на слайд презентации (1-й слайд) на нем мы видим портрет Ричарда Берда, американского авиатора, адмирала, который первым пролетел над южным полюсом. Слова Ричарда Берда «На краю нашей планеты лежит материк, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов» (2-й слайд) |
Смотрят на портрет Р. Берда читают кто он такой. Внимательно читают слова Р. Берда написанные на слайде. Отвечают на поставленные вопросы: 1. Антарктида; 2. С ФГП и истории исследования материка; 3. ФГП и история исследования Антарктиды. В рабочих тетрадях записывают дату и тему урока. |
В) Актуализация знаний. Работа в группах.
|
Вопросы классу: 1. Как вы думаете, о каком материке идет речь? (после ответа 4-й слайд) 2. Вспомните, с чего мы начинаем изучение каждого материка? 3. Кто из вас может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (5-й слайд) |
Пытаются обозначить цель урока: 1.ФГП Антарктиды: 2. История открытия и исследования материка: 3. Современные исследования Антарктиды. Называют свои ассоциации: ледяной, безмолвный, заснеженный, холодный, пустынный, загадочный т.д. |
Учитель: Запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока. Учитель: Ребята, давайте попробуем с вами обозначить цели и задачи нашего урока, я думаю, что вы легко справитесь с этим, так как мы изучаем уже не первый материк (помощь при затруднении – слайд 6) Вопросы классу: 1. С какими словами у вас ассоциируется слово Антарктида? (7-й – 17-й слайды) 2. Как вы думаете, почему материк назвали Антарктида? В чем разница между такими понятиями Антарктида и Антарктика ? (работа с учебником стр. 153, слайды 18-19) Южная полярная область Земли называется Антарктидой. Название это происходит от двух слов: «анти» – против и «Арктос» – так по-гречески называлось созвездие Большой Медведицы, под которым лежит полярная северная область, или Арктика. Антарктика в буквальном смысле значит – противолежащая Арктике. Материк, расположенный в центре Антарктики получил название Антарктида |
Открывают учебники, внимательно читают определения и записывают их в рабочую тетрадь. |
|
Учитель: Вам уже известен план характеристики ГП материка. Сейчас охарактеризуйте ГП положение Антарктиды по типовому плану. Ответ составить устно по картам атласа. Работаете группами, затем руководитель группы обобщает результат работы (учитель раздает задания каждой группе). |
Работают с планом ГП материка и картами атласа и отвечают на задания, предложенные учителем, затем отвечают (рассказ работой с географической картой у доски) 1 группа (ответ) – Материк почти целиком находится за Южным полярным кругом. Не пересекается экватором, тропиками. Нулевой меридиан делит Антарктиду на две неравные части. Южный полярный круг пресекает Антарктический полуостров. Крайняя точка – одна и расположена на Антарктическом полуострове – 63 градуса С.Ш. (м. Сифре) 2 группа (ответ) Берега Антарктиды омывают 3 океана: Индийский, Атлантический и Тихий (хотя в атласах написано, что материк омывает один южный океан, это потому, что некоторые ученые стали выделять еще один океан, объединив в него южные части Атлантического, тихого и Индийского океанов) Моря: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса. 3 группа (ответ) – Материк расположен в антарктическом и субантарктическом климатических поясах. Антарктида обособлена от всех материков, кроме Южной Америки, от которой её отделяет самый широкий пролив Дрейка. |
|
Учитель: Откройте учебник стр. 7 и определите чему равна S Антарктиды? Какое место занимает материк по S относительно других материков? Учитель: Как же и когда была открыта Антарктида? Кто принимал участие в открытии этого материка? Обратите внимание на следующий слайд презентации, на нем портреты людей, которые принимали участие в открытии материка (слайд 20) |
Определяют S Антарктиды и записывают в тетрадь (S =14 млн. км2, занимает 5 место) Просматривают слайд, слушают учителя.
|
|
Г) Первичное усвоение знаний.
|
Учитель: Вторая половина 18 века – Джеймс Кук неоднократно пересекает южный полюс, но материк не находит, его мрачные выводы , о том что даже и есть южные земли, то они никогда не будут исследованы «эта страна обречена природой на вечный холод». Интерес к этому району планеты не пропал. Первая русская Антарктическая экспедиция под руководством Лазарева и Беллинсгаузена на суднах «ФРАМ» и «МИРНЫЙ» – помимо того, что было открыто множество островов, был открыт Южный материк – Антарктида (16 января 1820 г.) И мы, русские люди должны помнить и гордиться, что именно наши соотечественники были первооткрывателями Антарктиды, должны помнить о мужестве и героизме проявленными русскими моряками во время столь сложной экспедиции) |
Слушают учителя, затем заранее подготовленные учащиеся делают сообщения о первооткрывателях Антарктиды: 1 ученик – о М.П. Лазареве (слайд 21) 2 ученик – о Ф.Ф. Беллинсгаузене (слайд 22) |
Учитель: Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент об открытии южного полюса. А затем поговорим о первооткрывателях южного полюса. (Руаль Амундсен открывает южный полюс – 14 декабря 1911 г.Роберт Скотт – открывает южный полюс – 18 января 1012 года) |
Просмотр видеофрагмента, затем сообщения учащихся. 3 ученик– о Р. Амундсене (слайд 24) 4 ученик – о Р. Скотте (слайд 25)
|
|
Учитель: Давайте с вами поговорим о современных исследованиях Антарктиды, откройте учебники стр. 194, я буду задавать вам вопросы, а вы с помощь текста будете мне на них отвечать. Вопросы: 1. Как изучался материк в первой половине 20 века? 2. Когда началось комплексное изучение материка? – Почему считается, что ведущее место в изучении материка принадлежит советским ученым? 3. Назовите руководителя первой антарктической экспедиции? ( М.М. Сомов) 4. Назовите руководителя второй антарктической экспедиции? (Алексей Трешников) 5. Какие российские научные станции работают в Антарктиде? Перечислите их 6. Какому государству принадлежит Антарктида? 7. Как вы считаете справедливо ли это? |
Открывают учебники стр. 194 и отвечают на поставленные учителем вопросы: 1. МГГ – 1957-1958 год; 2. Все исследования проводились на очень высоком научном и техническом уровне; 3. М.М. Сомов; 4. Алексей Трешников; 5. Пионерская, Восток, Молодежная, Полюс недоступности– расположена в центре материка, где практически не ступала нога человека до русских ученых– полярников; 6. Материк не принадлежит ни одному государству; 7. Высказывают свое мнение; 8. В Антарктиде запрещено испытывать оружие, разрешено заниматься только научной работой.
|
|
Учитель: Я согласен с вами, что нет, не справедливо, ведь земли, открытые принадлежат тому государству, представителями которого являются первооткрыватели, и порой неприятно слушать по телевидению, что в Антарктиде идет дележка территорий, так как она очень богата полезными ископаемыми. И порой руководители отдельных государств забывают о том, КТО ДАЛ МИРУ АНТАРКТИДУ) – Почему же Антарктиду называют континентом науки и мира? Учитель: Сейчас в Антарктиде уже проводят экскурсии для туристов. Для этого ученые, которые здесь работают, открыли небольшой музей, где можно увидеть портреты путешественников, которые открывали и исследовали материк, увидели вещи, принадлежащие им, услышать интересные истории об их героических открытиях. Постоянное население в Антарктиде в настоящее время отсутствует. Тем не менее, здесь расположены несколько десятков научных станций, в которых общая численность исследователей изменяется от 1000 человек зимой до 4000 летом (граждан России около 150). 7 января 1978 года произошло историческое событие: на аргентинской полярной станции Эсперанса родился первый человек Антарктиды — Эмилио Маркос Пальма (слайды 26-37) |
Слушают учителя и просматривают предложенные слайды. |
|
4 этап Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. |
Вопросы: 1. Как вы думаете, выполнили мы с вами сегодня задачи, которые поставили в начале урока? 2. Какой материк мы сегодня начали изучать? Что нового мы узнали сегодня на уроке? 3. Чему равна площадь Антарктиды? (14 млн.км в кв.) 4. Кто является первооткрывателями Антарктиды? 5. Кто открыл Южный полюс? 6. Антарктида самый …материк 7. Почему необходимо изучать Антарктиду? |
Отвечают на поставленные вопросы: 1.Да 2. Антарктиду, узнали очень много нового и интересного об этом удивительном материке, о его географическом положении, об истории открытия и исследовании, как в настоящее время изучается материк и т.д. 3. Площадь материка равна 14 млн.км в кв.) 4. Участники Первой Антарктической экспедиции под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М,П, Лазарева. 5. Первооткрывателем южного полюса является Р. Амундсен, а месяцем позже Р. Скотт. 6. Самый маленький по площади, самый холодный, самый загадочный и самый неизвестный 7. а) Подо льдом имеются большие запасы минеральных ресурсов; б) интересен органический мир материка; в) здесь находится удивительный вулкан Эребус, действующий даже при сильных морозах; г) континент является огромным запасником пресной воды; |
5 этап Задание на дом. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
§ 48, на контурных картах подписать географические объекты вдоль береговой линии материка |
Записывают задание на дом в дневниках. |
6 этап Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок. |
Учитель: Ребята прошу вас оценить свою работу на сегодняшнем уроке и ответив на вопросы: – Достигнута ли цель урока? – Было ли тебе интересно на уроке? – Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке? – Смог ли ты применить ранее полученные знания? – Как бы ты оценил свою работу на уроке? |
Каждый ученик оценивает свою работу на уроке. Отвечают на вопросы. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.