Тепловые явления
Для учащихся 8-х классов.
Цель: развития и углубления интеллектуальных способностей учащихся по физике во внеурочное время
Задачи:
- помочь школьникам неординарно мыслить, анализировать, решать нестандартные задачи.
- научить отстаивать свою точку зрения, корректно оппонировать, проявлять свою индивидуальность, работая на команду, развивает в них внимательность, гибкость ума, следствием чего является высокая жизненная активность.
- психологически подготовить к экзамену, олимпиадным работам, конференциям.
Оборудование: Столы и стулья для участников и членов жюри, сигнальные карточки, прибор «Кейс-знаний» (4+1 шт.), листы для решения задач и карточки с заданиями, для опытов: шарики воздушные, вода, свеча, иголка, машинка игрушечная, соломинка.
Этапы:
- Решение задач
- Брейн-ринг
- «Кейс-знаний» турнир для капитанов
- Занимательный опыт
- Поведение итогов
Правила и ход игры
Бой проходит в четыре тура.
Первый тур
Каждой команде даётся одно и тоже задание, включающее две задачи. Получив задание, команды за своими столами в течение 15-20 минут решают задачи либо индивидуально, либо коллективно. Причём дети стараются найти несколько решений к одной задаче.
Задача №1
Самое крупное животное в зоопарке – слониха Марта. Ее масса достигает 6 тонн, особенно после завтрака. Определите вес Марты после завтрака и сравните его с весом позавтракавшего без всякого аппетита самого мелкого существа в зоопарке попугая Жорика, масса которого 150 г.
Задача №2
Латунная гиря массой 1 кг, нагретая до 100С, положена в ледяной калориметр. Сколько граммов льда растает в этом калориметре, если температура гири понизится до 0С?
Второй тур – «Брейн-ринг»
Ведущий чётко и довольно быстро читает заготовленные вопросы. Та команда, поднявшая сигнальную карточку первой после слова «время» получает возможность ответить. В случае неверного или не полного ответа, возможность передаётся другим командам.
Вопросы для тура:
- Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно с большими скоростями.
- Выступающий в жару пот охлаждает тело. Почему?
- Назовите явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
- Сидя в поезде, мы движемся относительно телеграфного столба, в каком состоянии мы находимся?
- Как называется линия, по которой движется тело?
- Благодаря какому явлению маленькая крупинка краски может изменить цвет большого количества воды?
- Почему вечером после жаркого дня появляется роса?
- Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания?
- Почему вода не замерзает под толстым слоем льда?
- Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить цинк?
- Почему выражение «шуба греет» не верно? Почему подвал самое холодное место в доме?
- Почему форточки для проветривания комнат помещают в верхней части окна, а не у пола?
- Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово?
- Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах страны применяют термометры со спиртом, а не ртутью?
- Почему горячий чай остывает быстрее, когда на него дуют?
- Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях.
- Почему в сухом воздухе переносить жару легче, чем во влажном?
- В какую погоду скорее просыхают лужи от дождя?
- Какие неудобства представляет собой чайник с коротким носиком и почему?
- Сидевшая на ветке птичка вспорхнула и улетела. Куда в этот момент и почему отклонилась ветка?
Третий тур – «Кейс-знаний»
Турнир для капитанов. Капитаном необходимо, как можно быстрее и правильнее продемонстрировать знание формул из раздела «Тепловые явления». Прибор, на котором участники показывают данное знание, так и называется «Кейс-знаний» (разработан учениками школы, в случаи правильного ответа загорается лампочка).
Формульный опрос:
- Как найти количество теплоты для нагревания тела?
- Как найти количество теплоты, выделяемое, при сгорания тела?
- Как найти удельную теплоёмкость?
- Как найти количество теплоты для плавления тела?
- Как найти количество теплоты для превращения жидкости в пар?
Четвёртый тур – занимательные опыты
В процессе проведённых экспериментов учеником– помощником командам необходимо ответить на вопрос: почему так происходит?
Опыт №1. «Почему при прокалывании воздушного шарика иголкой он не лопается?»
Опыт № 2. «Благодаря какому явлению, машинка движется?»
Опыт № 3. «Почему, нагреваемый над свечой воздушный шар не лопается?»
Пятый тур – поведение итогов
Жюри является верховным толкователем правил боя, оценивает правильность решения задачи, оригинальность, способ решения, качество вопросов, заданных оппонентом докладчику, распределяет баллы, заполняет таблицу результатов. Если одна из команд не согласна с решением жюри по задаче, она имеет право немедленно потребовать перерыв на несколько минут для разбора ситуации.
Жюри может оштрафовать команду за шум, некорректное поведение, неуважение к сопернику. Каждый правильный ответ приравнивается к 1 баллу. За каждую задачу можно получить по 5 баллов, в случае полного решения, оформления по требованиям и присутствия нескольких вариантов решений.
По ходу боя результаты заносятся в таблицу:
Команда-название |
|
|
|
|
Решение задач |
|
|
|
|
Брейн-ринг |
|
|
|
|
«Кейс знаний» -конкурс капитанов |
|
|
|
|
Занимательный опыт |
|
|
|
|
Выигравшей считается команда, набравшая большую сумму баллов сего физмат боя. Так жюри вправе определить самого активного и результативного игрока, среди всех команд.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.