Сценарий праздника 8 марта «Её величество Весна, её превосходительство Любовь»
Методическая разработка представляет из себя интересный формат проведения конкурса чтецов, посвященный празднованию 8 марта, однако подойдет и для обычного урока-зачета по чтению стихотворений.
Форма проведения – литературный батл (конкурс чтецов по творчеству Фета и Тютчева), посвященный Дню 8 марта.
Цели:
- привить интерес и любовь к поэтическому творчеству
- дать навыки публичного выступления, выработать индивидуальный стиль подачи информации
- проверить навыки анализа литературного произведения
- научить слушать членов коллектива
- обеспечить стопроцентную подготовку выполнения домашнего задания
- дать детям почувствовать себя не просто учениками на уроке, а участниками творческого процесса (учитель при такой форме работы может выступать просто в роли зрителя).
- дать возможность творческому самовыражению подростка, раскрытию личностного потенциала в глазах одноклассников
- сделать из рутинного урока литературы культурное событие в жизни ребенка
Обязательные условия проведения:
- урок проводится в актовом зале,
- обязательно наличие сцены, проектора, экрана и микрофона (это позволяет ученикам почувствовать себя настоящими артистами, убрать страх перед публичными выступления на массовых мероприятиях)
- обучающиеся заранее коллективно принимают решения по следующим вопросам: приглашать ли на урок гостей, форма оценивания (оценивает учитель в процессе урока или каждый ученик получает лист со списком фамилий и самостоятельно оценивает выступления одноклассников), критерии оценивания публичного выступления, порядок выступающих.
- обучающиеся, которые испытывают затруднения с изучением стихотворных текстов, могут прочитать данное стихотворение. Главное – творческая подача текста и грамотное обоснование своего выбора.
- ученик сам решает, как будет проводить свое выступление – на сцене, перед сценой, за кулисами; лицом или спиной к зрителям, стоя или сидя, с музыкальным сопровождением и видеорядом или без всего вышеперечисленного. То есть каждый ученик строит выступление так, как ему будет комфортно.
- фамилии выступающих и названия произведений называет не учитель, а специальный распорядитель, выбранный заранее из числа учеников класса.
Предварительное задание для обучающихся: подготовить выразительное чтение (наизусть или с листа) любого понравившегося стихотворения Фета или Тютчева. Перед выступлением ученик озвучивает причины своего выбора: 3-5 предложений с элементами анализа поэтического произведения. (Если объем стихотворения составляет менее восьми строк, то объем обоснования увеличивается в два раза). При желании, можно сопроводить выступление аудио или видеорядом.
Пояснения к предварительному заданию: обоснование выбора нужно для того, чтобы перед слушателями был не безликий текст известного произведения, а личность самого рассказчика, который нашел в стихотворном тексте нечто интересное и рассказывает стихотворение не просто ради получения оценки по литературе, а для того, чтобы поделиться своими наблюдениями со слушателями, самому настроиться под настроение лирического произведения (а учитель в это время может оценить уровень грамотности ученика по предмету). Это маленькое дополнение несет стопроцентное внимание всей аудитории, потому что подросткам всегда интересно мнение своих сверстников.
Ход литературного батла
Вступительное слово учителя: за окном февраль, и кажется, что бесконечная зима никогда не закончится. Однако сегодня на нашем литературном батле будут править балом ее величество Весна и ее превосходительство Любовь, которые совсем скоро зазвучат в душах людей радостной весенней капелью и поздравлениями Международного женского дня (на экране слайд с названием мероприятия). Именно так я и предлагаю назвать наше мероприятие «Ее величество Весна, ее превосходительство любовь». Надеюсь, что именно ощущения весны и любви будут царить сегодня на нашем уроке.
Учитель удаляется на свое место до конца мероприятия, слово берет распорядитель, который объясняет условия проведения литературного батла, согласно принятым решениям класса.
Распорядитель: Сегодня вы должны не просто рассказать стихотворение, но и представить слушателям грамотное обоснование своего выбора. По желанию, можно сопроводить свое выступление видеорядом или музыкальным сопровождением. Решение о форме подачи произведения и необходимом реквизите также принимаете вы лично. Оценивание происходит путем выставления оценок по заранее утвержденным критериям. Список выступающих следует согласно алфавитному списку в журнале. Все готовы?
– Класс выражает свое согласие.
Распорядитель: не слышу! Вы готовы к батлу?
– Звучит согласие громче, после чего включаются фанфары и объявляется фамилия первого выступающего и название выбранного для чтения произведения.
Распорядитель по очереди объявляет выступающих, которые уже видят, что по списку подходит их очередь.
Так по очереди выступают ученики всего класса. Каждый ученик сначала дает обоснование выбора своего стихотворения, а потом его рассказывает в произвольной форме в соответствии с выбранной концепцией подачи.
Рефлексия: в конце учитель благодарит учеников за прекрасные выступления и собирает оценочные листы для дальнейшего анализа с целью выставления оценок за урок. Ученики обмениваются мнениями о формате урока и выражают свои пожелания по внесению изменений. Вручаются грамоты тройке лучших чтецов, чьи выступления понравились классу.
По желанию можно попросить одного из учеников закончить урок музыкальным выступлением, что усилит впечатление от мероприятия.
Комментарий: данный формат урока только на первый взгляд кажется громоздким и сложным для выполнения. За 45 минут обычно успевают выступить все ученики класса ( после громкого объявления фамилии нет возможности отказаться и попросить еще немного времени для повторения), при этом каждое стихотворение отличается индивидуальной подачей, и внимание учеников не ослабевает в течение всего урока, что иногда происходит на обычном уроке. Подобрать музыкальное сопровождение также не составляет для учеников особого труда – некоторые подобрали его буквально за перемену перед выступлением, потому что практически каждый имеет доступ в Интернет с помощью смартфона.
Перед уроком самые застенчивые ученики могут отказаться от выступления на сцене (на что я всегда даю согласие), однако увидев первые же выступления, эти ученики сразу же выражают желание присоединиться к выступающим на сцене – все дети хотят оказаться на сцене с микрофоном в руках.
Также по-новому раскрываются ученики, которые обычно не могут выучить стихотворение наизусть по различным объективным причинам. Для читающих с листа можно установить оценку «4», как максимальную. Но часто дети, которые не бояться забыть текст, выступают более ярко и ученики класса просят увеличить порог максимальной оценки.
Данная форма урока обычно вызывает у учеников восторженные отзывы и желание снова учить стихи, чтобы выступить на сцене.
При апробации данного формата в первый раз ученики просят не приглашать гостей, однако во второй раз сами готовят приглашения и просят вынести урок за рамки учебного времени, чтобы было больше зрителей.
Приложение
Батл, -а, м. (рэперы, хип-хоп)
- значение: соревнование, участники батла доказывают кто из них лучше двигается, рисует граффити, читает рэп и т.д.
- пример текста: Батл будет приблизительно по такой схеме: 1. Презентация по одному треку на сцене. 2. Батл фри. • Батл с нормальными судьями и призами. • Но, по сути батл будет между 2-3 участниками группы ГР. • Я просто хочу батл между БЦ реперами! • Ты идёшь завтра на танцевальный батл? • Я забиваю тебе батл.
• И было решено провести рэп-батл. Называться он будет «Первый официальный межсетевой батл».
• Кто идёт на рэп батл Black&White?
#Музыка #Рэперы - происхождение: Англ. battle — битва.
Комментарий: почему-то именно это слово нравится детям для обозначения любого конкурса.
Пример списка критериев выступления
№ |
Критерий |
Максимальный балл |
Фактический балл |
1 |
Теоретическое содержание обоснования |
10 |
|
2 |
Речевое оформление (свободное произношение без запинок, грамотное произношение слов с правильной расстановкой ударений) |
10 |
|
3 |
Соответствие выступления настроению произведения |
10 |
|
4 |
Оригинальность, яркость, необычность выступления |
10 |
|
5 |
Интерес со стороны аудитории во время выступления |
10 |
|
Пример оформления оценочного листа
№ |
Фамилия Имя |
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
Итог |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.