Статьи
Психология и педагогика
Это только начало: как сделать первые шаги в профориентации
Профориентация — длительный процесс, который не заканчивается в подростковом возрасте, потому что каждая новая деятельность и новые задачи приводят к возникновению свежих мыслей и идей о самореализации в выбранном направлении. Мария Польская, психолог-профориентолог, эксперт проекта ГЕРОИ и постоянный спикер «Родительского университета» «Просвещения», рассказала, как провести полезные мероприятия по профориентации и увлечь детей темой будущего (которое уже здесь!).Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
Фотография: School photo created by senivpetro - www.freepik.com
02 сентября 2021
Коронавирус существенно отразился на жизни педагогов, и многие из них научились чему-то принципиально новому, чего раньше не предполагали. В современном мире лишь немногие выбирают для себя единственную профессию, в которой работают на протяжении всей жизни. Высокий уровень конкуренции побуждает людей к постоянному повышению своей квалификации и работе над собой с точки зрения не только профессиональных, но и универсальных навыков. В итоге не всем удается следовать этой тенденции и оставаться конкурентоспособным.
Как показывает жизнь, таких ребят очень мало. Обычно ребята признают, что хотят вырасти, но в то же время не знают, каким образом следует устроить свою жизнь. Несмотря на это, практически у всех современных подростков есть конкретные ожидания, однако они никак не могут связать их с профориентацией.
Многие люди старшего поколения меняли сферу своей деятельности, и все же, невзирая на это, они ожидают, что подросток будет соответствовать вышеописанному идеальному образу и выберет для себя единственную профессию. Но картина не меняется: из 10 поступивших в вуз ребят четверо бросают его или переводятся на другую специальность из-за неосознанности своего выбора. Некоторые абитуриенты поступали на пару с другом, другие при выборе университета руководствовались его удаленностью от дома или просто самим фактом поступления (прошел — не прошел). И это еще не самое худшее. Из шести оставшихся четверо не будут работать по специальности после окончания.
Сложная система поступления, бюрократия, отсутствие четких ориентиров приводят его к жуткому стрессу. В результате школьник зажимается и с неохотой отвечает на обычный вроде бы вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Поэтому уже в 6-9-х классах дети должны получить представление обо всех актуальных профессиях и осознать, почему важны не только профильные, но и междисциплинарные знания. Тогда к моменту поступления они уже будут сориентированы и спокойно начнут готовиться к ЕГЭ. Впрочем, не ждите чудес, ребенок может выбрать требуемый набор экзаменов, но все равно не знать, к какой сфере лежит его душа.
Тонкости профориентации
У каждого взрослого человека, причем неважно, педагог он или родитель, в голове сформирован образ идеального подростка:- учится с удовольствием;
- прекрасно разбирается во всех профессиональных сферах и уже выбрал подходящую для себя;
- понимает все плюсы и минусы интересующей его профессии;
- составил четкий план по достижению поставленных целей, и он с готовностью осуществляет задуманное.
Как показывает жизнь, таких ребят очень мало. Обычно ребята признают, что хотят вырасти, но в то же время не знают, каким образом следует устроить свою жизнь. Несмотря на это, практически у всех современных подростков есть конкретные ожидания, однако они никак не могут связать их с профориентацией.
«Школьнику предстоит разобраться во всех тонкостях профориентации еще до того, как он выберет какую-то одну область. Нельзя, например, стать военным и иметь при этом возможность путешествовать по миру. Или быть судьей и одновременно работать на фрилансе».Профориентация — это жизненный процесс, через который проходят все. К определенному возрасту у человека формируется конечное представление о различных специальностях, он осознает, что мир профессий состоит не только из гуманитарных и технических направлений.
Многие люди старшего поколения меняли сферу своей деятельности, и все же, невзирая на это, они ожидают, что подросток будет соответствовать вышеописанному идеальному образу и выберет для себя единственную профессию. Но картина не меняется: из 10 поступивших в вуз ребят четверо бросают его или переводятся на другую специальность из-за неосознанности своего выбора. Некоторые абитуриенты поступали на пару с другом, другие при выборе университета руководствовались его удаленностью от дома или просто самим фактом поступления (прошел — не прошел). И это еще не самое худшее. Из шести оставшихся четверо не будут работать по специальности после окончания.
Как помочь подростку в начале профессионального пути?
Все осложняется тем, что подростка окружают в основном не любящие свою работу взрослые. Они транслируют детям негативные установки относительно мира труда, после чего ребенок приступает к выбору профессии с точно таким же настроением.Сложная система поступления, бюрократия, отсутствие четких ориентиров приводят его к жуткому стрессу. В результате школьник зажимается и с неохотой отвечает на обычный вроде бы вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Поэтому уже в 6-9-х классах дети должны получить представление обо всех актуальных профессиях и осознать, почему важны не только профильные, но и междисциплинарные знания. Тогда к моменту поступления они уже будут сориентированы и спокойно начнут готовиться к ЕГЭ. Впрочем, не ждите чудес, ребенок может выбрать требуемый набор экзаменов, но все равно не знать, к какой сфере лежит его душа.
«Очень важно мотивировать подростка большим количеством вопросов о его будущем и объяснить: придется пройти определенный путь, разделяющий моменты „сейчас“ и „ожидаемое будущее“. А чем лучше и качественнее он преодолеет этот отрезок, тем быстрее осуществится задуманное».Начало учебного года — это та точка, в которую ребята приходят вдохновленными, обещая начать новую жизнь, правда, этот этап длится всего несколько дней. Этот момент нужно успеть поймать, иначе есть риск скатиться до состояния предыдущего года.