ЕГЭ по русскому языку: типичные ошибки
В 2018 году госэкзамен по русскому языку прошел символично в день рождения А.С. Пушкина. Какие типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку допустили выпускники, можно сказать уже сейчас, опираясь на анализ выполнения работ прошлых лет. Как правило, наиболее сложными заданиями оказываются № 19, № 22 и № 24, а также сочинение. О том, как предупредить распространенные ошибки учащихся при подготовке к экзамену рассказала наш постоянный спикер, учитель русского языка и литературы Татьяна Захарова.Задание 19
Базовый уровень сложности, 1 балл
Проверяемый элемент содержания: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Задание из демоверсии 2018 года:
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощен был последний звездный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.
В ответ могут быть записаны все цифры — как в данном случае. Это значит, что нет условий, препятствующих постановке запятых: нет однородных членов или однородных придаточных, связанных союзом «и», нет помехи справа (требующей бездействия по аналогии с правилами дорожного движения). Чаще всего выпускники допускают ошибки, связанные с союзом «и».
Способ тренировки: Педагог готовит карточки с подходящими, на его взгляд, предложениями, оформляет пунктуационно сложные места цифрами. Ученики, каждый в своей карточке, отмечают, где нужно или не нужно ставить запятые.
Прием самоконтроля для учеников: подчеркивание грамматических основ.
Пример предложения для тренировки:
Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.
Задание 22
Базовый уровень сложности, 1 балл
Проверяемый элемент содержания: Функционально-смысловые типы речи.
Задание по тексту. От экзаменуемого требуется определить, какие суждения являются верными, а какие — ошибочными. Например: «Предложение 4 указывает на следствие того, о чем говорится в предложении 3», «Предложения 15–18 содержат элементы описания», «В предложениях 32–34 представлено рассуждение» и т.д. В последнее время школьники стали лучше определять типы речи, однако ребята не всегда могут правильно интерпретировать формулировки в вариантах ответа, из-за чего в данном задании по-прежнему допускаются ошибки.
Способ тренировки: разбор конкретных примеров языковых вялений.
Пример 1
Фрагмент текста: (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать.
Утверждение для разбора: Предложения 9-12 подтверждают суждение, высказанное в предложениях 7-8.
Подсказка: Между указанными предложениями можно поставить «И действительно, ...»
Пример 2
Фрагмент текста: (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. (12)И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь.
Утверждение для разбора: Предложение 13 содержит вывод из того, о чем говорится в предложениях 11–12.
Подсказка: Перед предложением 13 нелогично будет поставить «Поэтому...», как перед выводом.
Задание 24
Высокий уровень сложности, 1 балл
Проверяемый элемент содержания: Средства связи предложений в тексте.
Задание по тексту. Примеры: «Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного». «Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения». Не указано, сколько должны быть правильных ответов, что создает дополнительные трудности — связанные с этим ошибки отражают недостаток знаний.
Подсказка: Связь двух предложений осуществляют какие-то два слова. При этом одно из слов находится в последующем предложении, а другое — в предыдущем.
Типичные ошибки в данном задании:
-
Выбор предложения, в котором местоимение заменяет существительное в этом же предложении.
-
Определение местоимения «я» в качестве средства связи.
-
Определение местоимения «его» в качестве личного, когда оно является притяжательным, и наоборот.
Пример задания для тренировки:
Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Фрагмент текста: (15)Сожги это письмо, тебе одной на всем свете могу я рассказать про это, — Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шел последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребенок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.
Сочинение
Основные ошибки в сочинениях:
-
Отсутствие комментария.
-
Отсутствие связи между проблемным вопросом и позицией автора.
-
Отсутствие ответа на проблемный вопрос.
-
Грамматические ошибки.
-
Пунктуационные ошибки (между однородными членами, в сложном предложении, при обособленных членах предложения, при вводных конструкциях).
-
Синтаксические ошибки.
-
Фактические ошибки.
-
Преобладание композиции над содержанием.
-
Злоупотребление фразами-клише.
Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку, выпускнику необходимо обладать навыком анализа языковых единиц. Подчас, даже находя верный ответ на вопрос, школьник не всегда может объяснить свой выбор. Отметим, что обучение языковому анализу и другие важные аспекты учитываются авторами корпорации «Российский учебник» при составлении учебно-методических комплектов.