«Девушку Чайкой зовут…»
Пояснительная записка
Человек с древнейших времен смотрит в небо на звезды, но только в прошлом веке человечество вступило в эру освоения космоса. Советские космонавты первыми преодолели земное притяжение, вышли в открытый космос и очень важно, чтобы учащиеся не только знали имена этих людей, но необходимо, чтобы у учащихся развивался интерес к истории космонавтики и её будущему.
Мероприятие основано на интерактивном кроссворде, разгадывая который учащиеся в игровой форме расширяют и обобщают свои знания о жизни, профессиональной и государственной деятельности первой в мире женщины – космонавта Валентины Владимировны Терешковой, об исторических событиях, судьбах людей, которые окружали её.
Викторина может проводиться с помощью интерактивной доски. Для появления вопроса необходимо щелкнуть левой кнопкой компьютерной мыши на любой точке поля интересующего слова. При этом появляется вопрос и «иконка» информационного слайда для этого вопроса. При вторичном нажатии на поле слова левой кнопкой мыши в клетках кроссворда появиться слово-ответ. Для перехода к информационному слайду необходимо щелкнуть левой кнопкой компьютерной мыши на соответствующую «иконку». При этом вы автоматически перейдете к необходимым слайдам. Эти слайды настроены на «Произвольном показе» поэтому выход из этого режима происходит автоматически. При возврате на слайд с кроссвордом, соответствующая «иконка» не исчезает. Поэтому можно вторично перейти к информационному слайду. Чтобы ложно не перейти к следующему слайду при решении кроссворда, смена слайда с кроссворд отключена, поэтому после решения кроссворда для продолжения презентации необходимо воспользоваться стрелкой «ИТОГИ». Последовательность активизации вопросов и слов не обязательна.
В приложении приведены краткое содержание сообщений учащихся, которые они подготовили по итогам предварительной подготовки к мероприятию.
Цели внеурочного занятия:
- дидактические – обобщить представление об истории отечественной космонавтики, познакомить с историей освоения космоса женщинами; формирование духовно-нравственных качеств обучаемых;
- воспитательные – воспитание уважения к истории страны, чувства гордости за её научные и технические достижения в области освоения космического пространства;
- развивающие – развитие интереса к истории своей страны, к открытиям и достижениям современной науки и техники, к познанию нового через самостоятельную творческую, исследовательскую деятельность; развитие художественно-образного мышления, навыков работы с аудиторией.
Задачи внеурочного занятия:
- расширить знания учащихся об освоении космического пространства;
- вызвать у них интерес к открытиям и достижениям современной науки и техники;
- показать, какой вклад внесли советские и российские космонавты, ученые в освоение космического пространства;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.
Оборудование:
- презентация «Девушку Чайкой зовут…»;
- плакаты на космическую тематику;
- музыкальное сопровождение (диски с песнями о Терешковой).
Формы предварительной работы:
- изучение документальных материалов по истории освоения космического пространства;
- поисковая работа учащихся;
- оформление презентации.
Ожидаемые результаты: У учащихся формируется интерес к космонавтике, к открытиям и достижениям современной науки и техники, к познанию нового. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Цель этапа – вызвать у учащихся интерес к теме мероприятия, осознание учащимися важности знания истории своей страны.
Учитель: Сегодня наше мероприятие посвящено замечательной дате – 50-летию полёта в космос первой женщины – Валентины Владимировны Терешковой. 16 июня 1963 года русская девушка Валентина Терешкова отправилась в космос. Она провела на орбите почти трое суток – 70 часов 50 минут и 48 раз облетела вокруг Земли. Весь мир затаил дыхание: ждали новостей от женщины-космонавта.
После её успешного возвращения имя Валентина стало очень популярным не только в России, но и во многих странах. На разных языках были написаны песни, посвящённые смелой русской девушке, а в Польше появился даже «Валентина-твист».
В России поэт Марк Лисянский сочинил стихи о Валентине Терешковой. На стихи была написана песня, которую исполнил известный певец, Муслим Магомаев.
(Слайд №2)
Ведущий 1
В дальних просторах дорога пылает...
Пенится звёздный маршрут...
Чайка Земле свой привет посылает -
Девушку Чайкой зовут...
Ведущий 2
Где-то мелькают моря и границы,
Люди под солнцем живут...
Чайке завидуют звёзды и птицы -
Девушку Чайкой зовут...
Ведущий 1
Выбрала Чайка пути неземные:
Что ей покой и уют!
Мир принимает её позывные -
Девушку Чайкой зовут...
Ведущий 2
Чайки такой на земле не видали -
Трубы ей славу поют.
Юноши смотрят в небесные дали -
Девушку Чайкой зовут...
Ведущий 1
Дочку свою обнимает столица,
Все города её ждут.
Родина Чайкой отважной гордится -
Девушку Чайкой зовут...
Учитель: Почему Валентину Терешкову называли Чайкой?
(«Чайка» это позывной В.В.Терешковой)
Сегодня мы с вами, разгадывая кроссворд, попробуем поговорить о Валентине Владимировне Терешковой как о человеке, женщине и космонавте.
3. Основная часть
Цель:
- закрепить знания учащихся о первой в мире женщине – космонавте, её жизни и людях, которые обеспечили полет Терешковой в космос;
- разгадать кроссворд и параллельно заслушать сообщения учащихся по истории освоения космоса.
- закрепить навыки и умения самостоятельной поисковой работы (работать с архивными документами и источниками; готовить сообщения и выступать с ними);
КРОССВОРД (слайд №3). «ДЕВУШКУ ЧАЙКОЙ ЗОВУТ»
Ведущий 1: Мы уже говорили, что полет Валентины Владимировны Терешковой состоялся16 июня 1963 года. Она провела на орбите почти трое суток – 70 часов 50 минут и 48 раз облетела вокруг Земли. Вопрос 1. Как назывался космический корабль, на борту которого Валентина Терешкова совершила свой полёт?
(«Восток»)
Ведущий 2: Итак, мы вспомнили название космического корабля первых космонавтов. Но что он из себя представлял? Об этом нам расскажет …
(Учащийся (сообщение приложение 1))
Ведущий 2: Валентина Владимировна Терешкова является первой женщиной космонавтом. А кто был первым космонавтом и когда состоялся его полёт?
(Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля 1961 года)
Но сколько советских космонавтов побывало в космосе до Валентины Владимировны Терешковой? Вопрос 2. Каков порядковый номер Терешковой среди космонавтов, побывавших в космосе?
(№6, Она шестая по счету из космонавтов, которые побывали в космосе)
Ведущий 1: Мы хорошо знаем фамилии Гагарина и Терешковой, но кто из наших космонавтов был у истоков покорения космоса? Об этом нам расскажет __________________
(Учащийся (сообщение приложение 2))
Ведущий 2: Мы узнали, что первый космический корабль был небольшим и не очень удобным, но стойкие выносливые и храбрые советские космонавты, несмотря на это, смогли на них открыть дорогу в космос. Но кто из конструкторов работал над этим космическим аппаратом и смог опередить американцев на пути в космос? Итак, вопрос №3. Фамилия конструктора первых космических кораблей, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
(Сергей Павлович Королев)
Ведущий 1: О советском ученом, конструкторе и организаторе производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположнике практической космонавтики нам расскажет _________________________
(Учащийся (сообщение приложение 3))
Ведущий 1: В отряд по подготовке космонавтов Валентина Терешкова была зачислена рядовой. 15 декабря 1962 года после сдачи экзамена по ОКП она стала младшим лейтенантом, после полета 16 марта она стала капитаном. Вопрос №4. Каково воинское звание Терешковой сегодня?
(генерал-майор авиации)
Ведущий 2: Валентина Владимировна Терешкова — первая и пока единственная в истории Российской армии женщина-генерал. О профессиональной деятельности Валентины Владимировны Терешковой после полета нам расскажет …
(Учащийся (сообщение приложение 4))
Ведущий 1: Валентина Владимировна справилась с ответственным заданием и сложной работой в отряде космонавтов. Но почему она смогла стать космонавтом? В молодости она увлеклась спортом, и именно это увлечение помогло Валентине Владимировне оказаться в отряде по подготовке космонавтов. Вопрос № 5. Это устройство для замедления движения предмета в воздухе.
(Парашют. Она занималась парашютным спортом и была парашютисткой)
Ведущий 1: Любовь к небу и спорту решила судьбу молодой девушки. О том, как отбирались девушки в отряд космонавтов расскажет _______________
(Учащийся (сообщение приложение 5))
Ведущий 2: Космонавты тренировались и готовились. Инженеры создавали космические корабли, а строители готовили площадки для старта космических ракет. Вопрос № 6. Название космодрома, с которого совершили полеты многие космонавты, в том числе и первые Гагарин Юрий и Терешкова Валентина Владимировна?
(Байконур)
Ведущий 1: Казахстан. Степи. Именно в этих местах был построен первый и крупнейший в мире космодром вблизи с поселком Тюратам. Об этом космодроме нам расскажет ...
(Учащийся (сообщение приложение 6))
Ведущий 2: Космодром Байконур в Казахстане? Вопрос №7. А вот какой город Валентина Владимировна называет своей Родиной?
(Ярославль)
Ведущий 2: О детстве и юности Терешковой расскажет …
(Учащийся (сообщение приложение 7))
Ведущий 2: Интересный факт, который помнили наши бабушки и дедушки, но который мы уже забываем. Оказывается одновременно с кораблем «Восток-6» с Валентиной Терешковой на борту в космосе находился корабль «Восток-5» Вопрос №8. Кто из космонавтов находился на этом космическом корабле на орбите Земли?
(Валерий Федорович Быковский)
Ведущий 1: О летчике-космонавте СССР, полковнике, кандидате технических наук. Быковском нам расскажет …
(Учащийся (сообщение приложение № 8))
Ведущий 2: Мы с вами подошли к последнему вопросу. И хочется спросить: «Кем является Валентина Владимировна в современной России?»
(Депутат Государственной думы»)
Ведущий 1: Валентина Владимировна до сих пор полна жизни и энергии. Она постоянно работает. О государственной и общественной деятельности этой легендарной женщины расскажет …
(Учащийся (сообщение приложение №9))
IV. Обобщение и подведение итогов.
Цель этапа: развитие интереса к истории своей страны, к открытиям и достижениям современной науки и техники.
Ведущий 2: Мы с вами раскрыли все вопросы кроссворда. За каждой буквой фамилии первой женщины космонавта мы нашли интересную информацию о ней, окружающих её людях и её профессиональной и государственной деятельности. Это красивая и добрая женщина, интересный и сильный человек, и конечно профессионал своего дела.
Ведущий 1: Конечно, в нашей стране было ещё много космонавтов, сильных, умных, самоотверженных. Хочется напомнить о двух женщинах нашей страны, которые продолжили дело Терешковой и побывали в космосе. Это Светлана Евгеньевна Савицкая и Кондакова Елена Владимировна. Хочется вспомнить космонавта Крикалева Сергея Константиновича, который на сегодняшний день считается «Человеком-рекордом». Так как имеет большее количество часов налета (803 сут 09 ч 42 мин 00 с), часов выхода в открытый космос (41 ч 26 мин) и большее количество полетов в мире (6). Именно он первый российский космонавт, который летал на американском космическом корабле. Весь список космонавтов невозможно произнести. Каждый из них достоин чтобы о нем вспомнили.
Ведущий 2: Но имя Терешковой стало символом нашей страны, советского космоса и хочется закончить наше мероприятия стихами Леонида Вышеславского
Ведущий 1:
В морях Луны мы якорь бросим скоро,
Каналы Марса не уйдут от взора,
К Венере путь проложим сквозь туман,
Мы со своей мечтою дерзновенной
Отныне – корабельщики Вселенной.
Вселенная – открытый океан!
Ведущий 2: Подвиг космонавтов заключается в том, что им неизвестно вернутся ли они домой на Землю, но этот подвиг совершается ради науки, ради страны, ради людей которые живут в этой стране.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.