"День защиты детей"
Аудитория: дошкольники подготовительной к школе группы (6-7 лет), посещающие МБДОУ «Детский сад №22», и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) из Некоммерческой Организации (НКО) «Дети Солнца» г.Можги.
В нашем городе нет специализированных ДОУ для детей с НОДА, поэтому эти дети «неорганизованные», не посещают ДОУ, а находятся на семейном обучении (то есть, имеется проблема социализации). Дети и родители из НКО «Дети Солнца» положительно откликнулись на приглашение поучаствовать в совместном мероприятии, организованном на базе нашего детского сада. Родители сообщили нам о своем желании выступить с видеосюжетом и обращением к дошкольникам.
Такая акция проводилась в нашем городе впервые, и не все дошкольники имели представление о детях с НОДА. Можно было предположить, что нормально развивающиеся дети не увидят разницы между собой и детьми с НОДА. Но жизненный опыт показывает, что даже многие взрослые не готовы к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Поэтому важно было с дошкольного возраста воспитать в детях чувства толерантности и эмпатии. Тем более дошкольники детского сада не имели базового представления о благотворительности.
Учитывая все имеющиеся предпосылки, мы поставили следующие цели и задачи.
Цель:
- с одной стороны, формирование у дошкольников детского сада принятия детей с НОДА в частности (и ОВЗ в целом); формирование толерантного отношения у здоровых детей и их родителей к людям с ОВЗ. Детям инвалидам не нужна жалость, им нужна дружба и помощь.
- и с другой стороны, способствование социализации детей с НОДА в среде нормально развивающихся сверстников; вовлечение детей с ОВЗ в социальную среду.
Задачи:
- Формирование у дошкольников представления о детях с НОДА (и ОВЗ в целом).
- Создание условий для совместной деятельности и коммуникации дошкольников и детей с НОДА.
Этапы работы:
- Первый день (30 мая) – Занятие «Не такой как все».
- Второй день (31 мая) – Проведение благотворительной акции «Цирк».
- Третий день (1 июня) – Проведение совместного открытого мероприятия «День защиты детей».
Ход занятия «Не такой как все»
Цель занятия: воспитание у дошкольников соучастия особенным людям через свои ощущения.
Упражнение «Тишина»
Ведущий просит детей закрыть глаза, не шевелиться и не разговаривать.
Затем ведущий просит каждого дошкольника поделиться своими ощущениями и чувствами: «Что ты ощущал? Что ты чувствовал? Что ты слышал? Было ли тебе приятно/неприятно/страшно/тревожно?».
Беседа
Ведущий проводит беседу с дошкольниками, для выяснения представлений дошкольников о людях с ОВЗ.
Ведущий: Вспомните видели ли человека с палочкой или в инвалидной коляске, со слуховым аппаратом и др.?
Какое у них было настроение? Они улыбались? Разговаривали?
Какие трудности испытывали эти люди?
Они были одни или кто-то им помогал?
Что бы помогло этим людям чувствовать себя лучше?
О чем бы ты поговорил с таким человеком?
Ведущий резюмирует, что есть разные люди, в том числе и дети, с разными нарушениями здоровья – дети, не умеющие ходить, слышать, видеть, говорить и др.
Упражнение «Я не…слышу, не вижу…»
Ведущий предлагает детям вспомнить сказку «Айболит». Выставляет игрушки-персонажи из этой сказки: зайчика, лису, Барбоса, гиппопотама, акулу и др. Ведущий говорит: «Все звери заболели. У кого-то ушки, у кого-то глазки и т.д. А болеть-то им совсем некогда, у каждого есть задание». Ведущий предлагает детям выбрать персонажа и выполнить задание, которое зачитывает из письма ведущий.
Задания:
- «Зайчику, у которого болят уши, нужно прослушать аудио-сказку и рассказать своим друзьям, о чем был рассказ. Поможем зайчику?»
Ведущий включает фрагмент аудио-сказки, а детей просят закрыть ладошками уши. После чего ведущий спрашивает какого-либо ребенка рассказать об услышанном.
Ведущий просит рассказать, какие трудности испытал ребенок, помогая зайчику. У остальных детей спрашивает, получилось ли им понять из рассказа «зайчика», о чем была сказка. - «Лисичке, у которой болят ножки, нужно исполнить танец. Поможем лисичке?». Детям предлагают подумать, будет ли удобно танцевать на ногах, если они очень болят, как еще можно танцевать? Тогда дети (или сам ведущий) предлагает потанцевать сидя.
У одних детей ведущий спрашивает, было ли удобно танцевать сидя. Чего хотелось еще? У других детей ведущий интересовался, как смотрелся такой танец со стороны. - «Барбосу, у которого заболели глазки, нужно нарисовать рисунок про лето. Поможем Барбосу?» Детям дают бумагу и карандаши, завязывают глаза черными платками.
Затем ведущий просит детей снять повязки и дает время посмотреть на рисунки. Затем интересуется, как чувствовали себя дети, что испытывали, довольны ли они своими рисунками. - «Акуле, у которой заболело горлышко и пропал голос, нужно рассказать стихотворения «Наша Таня», «Зайка» А.Барто и др. Поможем акуле?» Детей просят, не произнося ни слова, жестами и мимикой «рассказать» стихотворения.
После упражнения ведущий просит поделиться ощущениями детей, которые «слушали» стихотворение, и тех детей, которые «рассказывали» стихотворения.
Беседа
Ведущий говорит о том, что среди дошкольников пока нет таких детей, которые испытывают такие трудности в жизни. Но такие дети есть вокруг нас, за стенами детского сада. Ведущий говорит, что такие дети учатся и занимаются дома, а еще они занимаются в нашем городе при мечети, куда приезжают издалека специалисты, обучающие детей с НОДА.
Ведущий спрашивает детей, могли бы мы помочь этим детям так, как помогали сейчас сказочным героям?
Дети отвечают, что могли бы: поиграть с ними, познакомиться, могли бы рассмешить.
Ведущий рассказывает, что многие люди в нашей стране уже помогают людям с ОВЗ – и это называется благотворительностью. Мы тоже можем собрать благотворительные средства и передать их детям с НОДА. Ведущий предлагает показать другим детям детского сада представление, цена билета на который будет 20 рублей. Дети предлагают показать цирковые номера, которые у них были подготовлены для группового мероприятия.
Итог занятия
Ведущий просит детей ответить на вопрос, что нового узнали, чему мы сегодня учились? О каких проблемах мы сегодня говорили, и какие решения предложили.
Ход благотворительной акции «Цирк»
Цель: формирование у дошкольников старшего возраста передавать свои знания более младшим детям.
Предварительная подготовка цирковых номеров детьми и педагогами. Оповещение родителей о благотворительной акции и сбор благотворительных средств.
Объявление о благотворительной акции в начале представления
Двое детей рассказывают зрителям о том, что они узнали об особенных детях, которые не ходят в детский сад, потому что имеют проблемы со здоровьем. И объявляют, что: «Сегодня наш Цирк посвящен этим детям! А уже завтра они сами придут к нам в гости, а мы передадим им наш подарок».
Далее дети с помощью педагогов показывают представление для детей младшего дошкольного возраста.
Ход совместного открытого мероприятия «День защиты детей»
Цель: социализация дошкольников и детей с НОДА.
Обращение родителей детей с НОДА к дошкольникам детского сада
Родители подготовили видеосюжет о рождении и первых годах своих малышей. Видеосюжет был о том, как родители ждали чуда, а столкнулись с трудностями, и как они вместе со своими детишками эти трудности преодолевали, с какими специалистами занимались. Родители провели беседу с дошкольниками о том, каково их деткам двигаться, держать ложку, рисовать. Родители просили дошкольников улыбаться при встрече с их детьми, подходить и здороваться. Ведь дети с НОДА такие же, как они сами – просто дети.
Совместный концерт
Дошкольники показали отдельные номера с танцами и с песнями для детей с НОДА по теме праздника.
А также совместно с педагогами подготовили номера для детей с НОДА:
- танец сидя на стульях – «Танцы с газетой»,
- песня – «Пусть всегда будет солнце».
Далее была организована совместная дискотека. Дети, поддерживаемые родителями, вышли в общий зал и танцевали под веселые детские песни. Это было удивительное зрелище – казалось бы, невозможное для детей с НОДА – дискотека (!), да еще в обществе сверстников! Все получили колоссальный заряд энергией и положительными эмоциями.
Родителям детей с НОДА были переданы благотворительные средства, собранные силами дошкольников и их родителей. Родители были приятно удивлены и обещали направить средства на занятия их детей в НКО «Дети Солнца».
Общение
Данный этап не был запланирован ведущим, но он произошел, а, значит, первые дни акции не прошли зря. Дошкольники прониклись интересом и уважением к детям с НОДА.
Дошкольники непроизвольно поделились на группы и начали подходить к детям с НОДА, чтобы просто поговорить. Они трогали и гладили их, спрашивали, как у них дела, интересовались их занятиями. А потом дошкольники помогли идти детям с НОДА по коридору, держали за руки, открывали двери.
Рефлексия
В тот же день с детьми был подведены итоги всех мероприятий. Дошкольники обратили внимания, что сначала им было сложно смотреть на детей с НОДА, но затем они привыкли и им стало интересно с ними познакомиться, поговорить, завести новых друзей.
Дошкольники сделали вывод, что детям с НОДА приходится тяжело, но они очень приятные и дружелюбные дети. Дошкольники признались, что им самим было приятно совершить такие добрые дела, и они обещали не останавливаться, а участвовать в акциях дальше. Главное, же они поняли, что не стоит закрывать глаза и не видеть других людей, когда эти глаза у тебя есть.
После мероприятия родители из НКО «Дети Солнца» оставили благодарные отзывы, о проведенном мероприятии.
Таким образом, нам удалось организовать совместное мероприятие дошкольников с родителями и их детьми, имеющих ОВЗ. Сформировали не только теоретические знания дошкольников о людях с ОВЗ и благотворительной деятельности, но и создали условия для общения и совместной деятельности особенных детей с нормально развивающимися сверстниками. Обе стороны получили бесценный опыт общения и Урок Добра.
Как дети, так и дошкольники детского сада поддержали предложение сделать традиционным мероприятия такого характера, так как наше учреждение уже оказывает волонтерскую педагогическую помощь двум детям с НОДА. Как показало будущее, нашу инициативу проведения благотворительных акций подхватили и другие образовательные учреждения города.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.