День родного языка
Тема: День родного языка
Цель: показать роль языка в жизни человека и в жизни общества.
Задачи:
- формирование культуры личности, гражданственности;
- развитие языкового вкуса;
- формирование культуры общения, как части общей культуры человека;
- оживление интереса к родному языку, привлечение внимания к проблемам современного русского языка;
- сплочение детей и родителей;
- развитие коммуникативных навыков;
- привитие любви и уважения к окружающим людям, к родному языку, родному краю, через совместную творческую деятельность.
Форма: познавательно-игровая программа
Место проведения: кабинет начальных классов
Возраст учащихся: 10 – 11 лет
Оборудование:
- медиапроектор;
- компьютер;
- 3 магнитные доски (белые);
- пять сарафанов для девочек;
- народные костюмы (башкиры, украинцы, коми)
- нарисованное лицо человека (А1);
- нарисованные части к лицу: нос, глаза, рот, уши;
- 3 картинки стволов деревьев;
- карточки: КОМИ ЯЗЫК, РУССКИЙ ЯЗЫК;
- карточки с пословицами;
- листья к деревьям (на обратной стороне написаны слова);
- Атлас языков мира;
- фраза на зеленом листе бумаги (Если мы будем хорошо знать язык, то сможем …);
- фразы на желтых листах бумаги (писать без ошибок; лучше понимать прочитанное; лучше понимать друг друга; правильно говорить, познавать мир, быть интересным собеседником, творить, общаться, сохранять обычаи и традиции своего народа, знать историю своего народа, передавать знания из поколения в поколения)
План мероприятия
- Вступительное слово.
- История происхождения праздника.
- Атлас языков мира.
- Государственный язык огромной страны.
- Достоинства русского языка.
- Выступления на родном языке:
- Исполнение народной песни башкирами.
- Чтение стихотворений украинцами.
- Инсценирование коми басни.
- Изучаем слова на коми языке. Игра.
- Работа по группам «Особый характер слов».
- Подведение итогов.
Ход мероприятия
Ведущий учитель + весь класс: Здравствуйте! Добрый день! Мы рады приветствовать сегодня в этом классе наших замечательных гостей и любящих родителей. Мы рады всем вам! У всех у нас прекрасное настроение. И мы думаем, что такое же у вас!
– Тогда мы начинаем? (класс отвечает – начинаем). Сегодня вместе с ребятами активное участие принимают родители. Спасибо вам большое за сотрудничество!
– Тема нашего сегодняшнего классного мероприятия посвящена Дню родного языка. Сегодня мы узнаем, что это за праздник и для чего он отмечается.
Ведущий ребенок:
Что за праздник нынче мы отмечаем,
Все вместе, радостно встречаем?
Ведущий учитель: Международный день родного языка – праздник необычный, но очень важный. Он создан совсем недавно с 2000 года и отмечается 21 февраля во всем мире. Провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
– Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Ученые предполагают, что речевые навыки у человека появились около 100 000 лет назад. Давайте попробуем представить, как могли общаться люди, не имея речевых навыков. Кто хочет попробовать пообщаться без слов? (выбор 3– 4 детей)
Задание: Вам предлагается пригласить своего соседа на охоту на мамонта (задание произносится детям на ушко)
– О чем пытались договориться эти люди? (класс пробуют ответить)
– Оказывается, как трудно, тяжело было объяснить без слов и понять друг друга.
– А вот письменные формы языка появились только около 5 000 лет назад. Поэтому дорога к языку была длиной и трудной. И говорим мы во всех уголках нашей планеты на разных языках. В Германии – на немецком, во Франции – на французском, в Англии – на английском, а в России? (на русском языке).
Ведущий ребенок: Интересно, а сколько языков на нашей планете?
Ведущий учитель: Когда-то насчитывалось от 7000 до 8000 самостоятельных языков. Сегодня известно примерно 6000 языков. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия. Самыми распространенными языками в современном мире являются китайский, английский, русский, испанский, арабский, португальский, французский. На этих языках разговаривает большая часть человечества.
Ведущий ребенок: Вот это да! Столько языков! А откуда их так много появилось?
Ведущий учитель: Вы действительно это хотите знать? (дети хором: ДА!)
– Тогда слушайте.
– Существует легенда. Согласно этой легенде, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. И вот люди возгордились и задумали построить в Вавилоне гигантскую башню высотой до самых небес. Долго строили её, используя труд разных людей. Боги испугались, что их могущество будет нарушено и задумали помешать строительству башни. Для этого они сделали так, что люди стали говорить на разных языках. Из-за этого на стройке возникла неразбериха, строители перестали понимать друг – друга и башня разрушилась, так и не достигнув небес. Смешение языков остановило работу по строительству башни и разбросало людей по разным частям земли. Вот такая легенда.
Ведущий ребенок: А почему возникла идея создания такого дня?
Ведущий учитель: Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача это важная и актуальная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.
– В 1996 году в США умер человек по имени Красная Грозовая Туча. Он был последним, кто знал язык индейского племени Сиу. Правда перед смертью он успел записать речевые образцы и обрядовые песни своего народа, чем оказал огромную услугу науке. К сожалению, такое бывает редко. Чаще всего, язык умирает тихо и незаметно вместе со своими последними носителями.
Ведущий ребенок: Да… Как и исчезающие виды животных, языки стремительно вымирают, и, чтобы выжить нуждаются в нашей поддержке и заинтересованности.
Ведущий учитель: Языковеды пытаются не упустить время и успеть задокументировать то множество языков, которое пока еще сохраняется. Ведь, по мнению ученых через сто лет исчезнут от 3 до 6 тысяч ныне существующих языков. Международный день родного языка отмечается с целью сохранения и развития исчезающих языков, а также повышения осведомлённости о языковых и культурных традициях.
Ведущий ребенок: Исчезающие виды животных и растений заносят в Красную книгу. А куда заносят исчезающие виды языков?
Ведущий учитель: Существует Атлас языков мира и Красная книга языков России. Они представляют языки, которым угрожает исчезновение. В настоящее время насчитывается почти 500 языков, которые могут исчезнуть.
Вот некоторые примеры: (показ книги)
Африка |
Северная Америка |
Россия |
язык бикиа – говорит 1 человек язык элмоло – говорят 8 человек |
язык чинук – говорят 12 человек |
язык керек – говорят 2 человека язык удэге – говорят 100 человек |
– А чтобы выжить языку необходимо, чтобы на нем говорило 100 000 человек. Исчезают языки. В России в 1917 году насчитывалось – 193 языка. Сейчас -174.
пословицы
Ведущий ребенок: Тогда наша задача – сохранить находящиеся под угрозой исчезновения языки и бережно относиться ко всему разнообразию человеческих культур.
Ведущий учитель: Да, ведь именно благодаря языку продолжают жить традиции народов, пробуждается интерес к познанию мира. Именно язык объединяет людей независимо от места и времени их проживания.
Ведущий ребенок: А что объединяет нас?
Ведущий учитель: Действительно, что нас может объединять? (ответы детей: учимся в одной школе, живем в одном городе, стране, говорим на одном языке – русском).
– Правильно, но главным, объединяющим нас элементом, является именно язык – русский язык.
– Кстати, примите к сведению: во всем мире более 350 млн. человек понимает по-русски, из них для 170 млн. он является родным. Кроме того, в настоящее время около 180 млн. иностранцев изучает русский язык. Он – язык общения более 160 народов и национальностей мира. Он – язык великой литературы. Он – язык, на котором были произнесены первые слова в космосе. Он – язык великой нации с тысячелетней историей. Русский язык сумел возглавить «языковой союз» на всей территории России и стал государственным языком огромной страны.
Ученик 1
Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык.
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2
Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою, на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 4
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Ведущий учитель: Русский язык обладает всеми достоинствами других языков. Он мелодичен, как итальянский, повелителен, как немецкий, точен, как английский. Но только русский язык обладает такой палитрой красок и такой многогранностью. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льется, как песня. Давайте вслушаемся в звучание стихотворения Александра Сергеевича Пушкина с описанием зимнего вечера.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
– Красоту и многогранность русского языка мы можем увидеть и в народном творчестве. Вот как народ воспевал приход весны (девочки исполняют народную песню)
Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью,
С радостью, с радостью.
С великой милостью:
С льном высоким, с корнем глубоким.
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными!
У меня ль во садочке,
У меня ль во прекрасном.
Люшеньки люли, Люшеньки люли,
Хорошо пташки пели,
Хорошо распевали.
Люшеньки люли, Люшеньки люли.
– Роль языка, как средства общения людей, замечательно определена в русском народном творчестве. Одним из видов такого творчества являются пословицы и поговорки. У всякого народа множество пословиц, призванных выражать основные жизненные принципы. И все-таки, одними из самых метких, поучительных являются русские пословицы.
Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! – говорил А.С.Пушкин.
Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы, продолжите их, объясните смысл (ребята работают по группам)
- Хочешь есть калачи – …. (не сиди на печи)
- Красна птица пером, … (а человек умом)
- Нет лучше дружка, … (чем родная матушка)
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки.
- дело – смело (Кончил дело, гуляй смело.)
- перо – топор (Что написано пером, не вырубишь топором)
- дело – время (Делу – время, потехе – час.)
– Молодцы! Действительно, «Пословицы наши краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги» так писал о русских пословицах М.Горький. Не случайно язык называют кладовой знаний и мудрости народа.
– Еще одно из лучших свойств русского языка – возможность выразить тонкие оттенки с помощью бесчисленного количества суффиксов, чего нет в других языках.
– Например, возьмем слово «ЛОШАДЬ». И попробуем добавить к данному слову разные суффиксы.
- маленькое, веселое, очаровательное существо – ЛОШАДКА
- усталая рабочая лошадь, весьма пожилая – ЛОШАДЁНКА
- ласково лошадь мы назовем – ЛОШАДУШКА
– Так, что нам с вами остаётся гордиться, что русский – наш родной язык.
– В мире много народов, все они говорят на разных языках, но каждый человек ценит свой родной язык, бережёт его, лелеет и каждый имеет право свободно говорить на своем родном языке.
– Согласно Конституции Российской Федерации ст.68 всем её народам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
– В настоящее время стало бесспорным утверждение, что главным богатством любой территории является её население. На территории Республики Коми проживает более 80 народов. В нашем классном коллективе встречаются представители разных национальностей: башкиры, татары, украинцы, коми, чуваши, мордвины, русские. И у каждой свой неповторимый по красоте и звучанию язык. Некоторые семьи подготовили выступление на своем родном языке. Давайте послушаем их.
БАШКИРЫ – исполняют народную песню.
Физминутка: движения башкирского танца
УКРАИНЦЫ – читают стихи на родном языке.
КОМИ – инсценируют басню на коми языке.
– Ребята, вы узнали этот язык? Правильно, это язык коми народа – коренного населения Республики, в которой мы с вами живем. Кстати, примите к сведению. В Республике проживает 975 000 человек, из них только коренного населения 264 464 человека. 2009 год в Республике был объявлен годом коми языка, и это не случайно, ведь по Конституции Республики Коми государственными языками являются не только русский, но и коми.
– Ребята, вы обращали внимание, что на зданиях города имеются вывески, написанные на двух языках – русском и коми (да, нет).
– Давайте посмотрим на некоторые из них (показ вывесок: на здании администрации города, на жилых домах, на здании школы, на здании хлебного магазина).
– А сейчас мы с вами попробуем выучить несколько слов на коми языке (учим слова: рот, глаза, нос, уши). Показываем на себе часть лица, о которой идет речь, и произносим это слово по коми.
голова – ЮР, рот – ВОМ, нос – НЫР, ухо – ПЕЛЬ, глаз – ЩИН
Игра «Создаём лицо» (учитель называет часть лица по коми, тот, кто вспомнил, что значит это слово, прикрепляет часть к лицу на доске).
– Обычно под родным языком, понимается язык, который человек усваивает с раннего детства. Когда мы изучаем язык, мы запоминаем, прежде всего, слова этого языка, а их великое множество. Как мы не можем сосчитать листья на дереве, так и трудно подсчитать количество слов. Но у каждого слова есть свой особый характер, свое значение.
(Класс работает по группам. В каждой группе присутствуют родители).
– У каждой группы есть небольшое деревце. «Озеленить» его вам помогут листочки со словами разного значения и характера. Будьте внимательны при выборе слов для своего дерева.
1 группа (существительные) |
2 группа (прилагательные) |
3 группа (глаголы) |
Солнце, мама, тепло, Родина, добро, друзья, дом, семья, мир, радость, творец. |
Красивый, ласковая, теплый, счастливая, умный, солнечный, торжественный, родной, вежливые, уважающий, |
Дружить, возводить, читать, сиять, учиться, сострадать, жалеть, помогать, переживать, любить. |
Ябеда, оружие, слезы, войны, предательство. |
Ужасный, завистливый, разъяренный, трусливый, наглый. |
Бояться, обижать, врать, ненавидеть, оскорблять. |
(каждая группа зачитывает слова)
– Почему вы выбрали именно эти слова? – каждая группа дает свой ответ (добрые; понравились; хотим, чтобы эти слова чаще встречались в нашей жизни; вызывают положительные эмоции; приятно проговаривать; можно нарисовать только светлыми красками; хочу, чтобы все эти слова относились ко мне…).
– А какие слова вы не взяли? (ответы)
– Чем больше в нашей речи будет красивых и теплых слов, тем мы с вами будем добрее…
– К сожалению, в современном мире все чаще и чаще используются грубые, матерные слова, которые засоряют наш язык.
Ученик
О мой родной, святой язык!
Тебя корежить я привык,
Тебя привык я обижать,
Людей тобою унижать.
Тобою Пушкин говорил, -
Тобою Лермонтов творил,
А я обидел. Я предал,
На поругание отдал.
А кто я? Просто глупый сын.
И, к сожаленью, не один.
Но ты прости нас. Не кори.
Своим сияньем озари,
И сохраним мы как завет
В своих речах культуры свет!
– А задумывались ли вы, зачем нам необходимо изучать язык? (ученики делают свои выводы и ответы прикрепляют на доску).
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем…(на доске)
(писать без ошибок; лучше понимать прочитанное; лучше понимать друг друга; правильно говорить, познавать мир, быть интересным собеседником, творить, общаться, сохранять обычаи и традиции своего народа, знать историю своего народа, передавать знания из поколения в поколения)
– Правильно. Язык – духовное богатство народа. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь.
– День родного языка мы будем праздновать? (21 февраля)
– А для чего так необходим этот день? (чтобы люди вспомнили о языках, родном языке, чтобы уважали другие языки, берегли его, не дали исчезнуть, чтобы язык жил для других поколений)
– Язык – это учитель, который нас учит, и будет учить, если бережно к нему относиться и прилежно изучать. Языки у народов разные, но отмечая 21 февраля Международный День родного языка, хочется сделать такой вывод:
Ученик:
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка,
Нету человека!
Ученик:
Мы поем им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку,
Должно быть большое рвенье!
– Относитесь к родному языку бережно и с любовью, думайте о нем, любите его, изучайте его!
– Всем, большое спасибо!