Числовой луч
Развитие пространственных представлений учащихся и умения соотносить информацию разного вида: числовой ряд и его геометрическую модель — числовой луч.
Формировать представление о числовом луче как модели числового ряда.
Способствовать формированию умения соотносить информацию разного вида.
Формировать понятия «шаг» и «начало числового луча».
Закреплять умение сравнивать числа с помощью числового ряда.
Закреплять умение записывать неравенства с помощью чисел и знаков «больше», «меньше» и «равно».
Закреплять умение соотносить числа от 0 до 10 с цифрами.
Развивать навык письма цифр.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, графические навыки, математическую речь учащихся.
Формировать умение выполнять задание, следуя инструкции.
Выполнение «шагов» по числовому лучу.
Сравнение чисел с помощью числового ряда и числового луча.
Определение положения числа на числовом луче по отношению к его началу, используя слова «ближе»и «дальше».
Запись неравенств.
Установление соответствия между числом и цифрой.
Числовой луч, начало луча, числовой ряд, сравнение чисел, знаки сравнения, больше, меньше, неравенство, число, цифра, числа от 0 до 10.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задание является подготовительным к введению понятия «числовой луч». Учащиеся рассматривают изображение линейки с числами от 0 до 10 и заполняют числами пропуски на её шкале. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задание направлено на актуализацию представления о числовом ряде. Ученики восстанавливают пропущенные числа в ряду. Работа с заданием № 1 учебника. Задание направлено на формирование представления о числовом луче. Учащиеся рассматривают рисунки, на которых изображены лучи света, и высказывают свои предположения, почему слово «луч» подходит к изображению числового луча (прямой, имеет определённое направление, есть начало, но нет конца и т. п.). Учитель сообщает, что на линейке тоже изображён числовой луч. Расстояние между числами называется «шаг». «Шаги» числового луча должны быть одинаковыми. Перед тем, как начертить числовой луч в тетради, учитель может предложить детям самим выбрать длину «шага». |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Задание направлено на формирование умения определять верное изображение числового луча на рисунке. Учащиеся определяют неверный чертёж числового луча и объясняют свой выбор: длина «шага» на одном числовом луче должна быть одинаковая, а на выбранном рисунке «шаг» сначала равен двум клеткам, а затем — трём. Работа с заданием № 2 учебника. Ответы на вопросы задания с опорой на изображение числового луча. Пропедевтика решения текстовых задач. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Заполнение пропусков на числовом луче. Работа с заданием № 3 учебника. Учащиеся изображают числовой луч в тетради и отмечают на нём путь Незнайки. После выполнения задания дети проверяют работу друг друга в парах. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Ответы на вопросы задания с опорой на изображение числового луча. Задание направлено на формирование умения ориентироваться на числовом луче, используя понятие «начало луча». Ученики выполняют движение по числовому лучу в соответствии с заданием и отмечают числа цветом. Можно предложить сравнить полученные числа и записать неравенство. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учащиеся выполняют движение по числовому лучу в соответствии с заданием и выбирают число, около которого они оказались. |
7 | 7. Итог урока | Ученики выполняют сравнение чисел с помощью числового луча и заполняют пропуски в неравенствах, вставляя знаки «больше», «меньше» и объясняя свой выбор. При объяснении выбора знака сравнения дети должны использовать слова «ближе к началу луча» или «дальше от начала луча». |