Человек и природа (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»). 5 класс. Конспект интегрированного урока
УМК по литературе для 5-11 классов Т. Ф. Курдюмовой и др.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
- образовательные: научить анализировать прозаический текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.
- воспитательные: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.
- развивающие: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.
В качестве системы обучения используется технология критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок. Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью выявления внутрипредметных и межпредметных связей, изучения предмета или явления с различных позиций.
Тема данного урока выбрана не случайно. В 5 классе много времени и на уроках литературы, и на уроках природоведения уделяется проблемам взаимоотношения человека и природы. Именно в этом возрасте необходимо закладывать нравственный фундамент отношения человека к окружающему миру. Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» является благодатным материалом, который становится основой урока-раздумья, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в семье, в обществе, вопросы экологии, охраны природы, сохранения здоровья. Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитательное значение, развивают глобальное мышление учащихся.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Приемы и методы, используемые учителем |
Вызов (5-10 минут) |
Обращается внимание учащихся на пословицы и поговорки, размещенные в кабинете:
Осина и без ветра шумит Учащимся предлагается выбрать по одной пословице и объяснить ее значение. |
Учащиеся делают попытку объяснить смысл понравившихся им пословиц и поговорок |
Рассказ-предположение ученика |
Осмысление содержания |
1) Беседа, которая должна выявить осознанное восприятие ребятами произведения:
Кто главный герой? |
Работа с текстом |
Поиск ответов на вопросы |
2) Класс разделен на четыре группы, которые получают общее задание: подобрать ассоциации понятиям «человек» и «природа». Учитель записывает на доске слова, которые предлагают ребята. |
Работа в группах: на отдельных больших листах ребята должны записать слова-ассоциации понятиям «Человек» и «Природа». Представитель каждой группы диктует слова, которые учитель записывает на доске. |
Ведутся записи на листах |
|
Учитель предлагает найти общие понятия, которые подчеркиваются. |
Учащиеся делают вывод, почему много общего между понятиями. |
Делают выводы |
|
3) Учитель природоведения напоминает о понятии «экология». |
Ребята дают определение, вспоминают, что такое экологические факторы, слушают, дополняют ответы друг друга. |
Работают с тетрадями по природоведению |
|
4) Фронтальная беседа, в которой принимают участие все группы.
|
Ребята отвечают на вопросы, используя текст рассказа, дополняют ответы друг друга. |
Работа с текстом и записями в тетрадях |
|
Рефлексия |
Учитель возвращает ребят к первоначальным записям и просит сначала сделать вывод, ответив на вопрос: «Какой урок мы должны вынести из сегодняшнего разговора?» |
С учетом знаний, полученных на стадии осмысления, ребята делают выводы и по-новому объясняют смысл пословиц и поговорок. |
Устанавливаются причинно-следственные связи между блоками информации, возвращаются к ключевым словам. |
Домашнее задание: написать эссе «Человек и природа».