Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой И
— Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквами И, и, обозначающими этот звук на письме.
— Познакомить с использованием буквы И для обозначения мягкости предшествующих согласных звуках на письме.
Выявлять общий признак у изображённых предметов. Читать слова с мягкими согласными звуками. Классифицировать предметы по признаку их использования, сравнивать схемы слов. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Звук, буква, звуковая схема, мягкий согласный, многозначные слова.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели. Посмотрите фрагмент сказки. («Царевна —лягушка».) Как называется эта сказка? Как зовут главного героя? (Иван–царевич.) Откройте Букварь на с .41. Рассмотрите рисунки. Вы уже поняли, что сегодня мы будем говорить о новом звуке [и] и буквах, его обозначающих. |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Какие предметы изображены на рисунке? (Иван–царевич, цветок ирис, юла, кубики, мяч.) Все ли предметы начинаются со звука [и]? (Нет.) Почему же авторы учебника изобразили юлу, кубики и мяч? (Это всё игрушки.) Произнесите первый звук. Какой он? (Гласный.) Почему вы так решили? (Он произносится без трудностей, поётся.) |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Составьте звуковую схему слова муха. Образуйте от этого слова множественное число. (Мухи.) Составьте схему этого слова тоже. Сравните схемы. Что вы заметили? (Появляется мягкий согласный перед [и].) |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Внимательно рассмотрите предложенные схемы. Какие слова зашифрованы? (Иголка — иголки.) Почему изображены три предмета? (Разные значения: швейный инструмент, выросты у ежа, хвоинки сосны.) Такие слова называются многозначными. Чем различаются схемы? (Есть мягкий согласный.) Звук [и] смягчает звук предшествующего согласного. |
5 | 5. Первичное усвоение знаний | Физкультминутка Рассмотрите изображения предметов в Букваре на с. 41. На какие две группы их можно распределить? Как можно назвать каждую группу? (Игрушки, школьные принадлежности.) Назовите пары предметов, используя букву И. В словах раскрасьте мягкие согласные зелёным цветом. КУБИКИ И ПИРАМИДКА КНИГА И ТРЕУГОЛЬНИК |
6 | 6. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 21. |
7 | 7. Первичное закрепление | Прочитайте пословицу. Испокон века книга растит человека. Сколько букв И в этой пословице?(3.) Как вы понимаете её значение? Любите ли вы читать? Назовите свои самые любимые книги. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие затруднения испытали? |