Благотворительность - как способ проявления эмпатии
Возрастная категория: ученики 9-11 классов.
Цель занятия: сформировать у обучающихся представление об эмпатии и показать значение благотворительности как жизненно необходимой потребности для каждого человека.
Задачи занятия:
- раскрыть значение понятия «эмпатия» и показать ценность этого чувства в жизни каждого человека;
- развивать чувство эмпатии при помощи специальных упражнений;
- формировать нравственные качества человека: чувство толерантности, заботу о других, доброжелательность, уважение друг к другу;
- обосновать утверждение, что благотворительность является жизненно необходимой потребностью для каждого человека.
Формы организации деятельности детей: диалог, выполнение упражнений на развитие эмпатии.
Ход занятия
Здравствуйте! Хочу поприветствовать вас и пожелать вам сегодня на занятии узнать новую интересную информацию, которую вы сможете применить в вашей жизни, получить положительные эмоции во время проведения игры и просто стать чуточку добрее, отзывчивее к другим людям!
Начать сегодняшнее занятие хотелось бы с нескольких примеров из животного мира, которые заставят вас полюбить братьев наших меньших ещё больше и задуматься о причинах их необычного поведения.
Нейробиолог Франс дэ Вааль ставит следующий эксперимент: двух капуцинов из одной группы сажают в экспериментальный бокс, разделенный на две части и позволяющий капуцинам видеть друг друга. Один из капуцинов приступает к выполнению задания, суть которого: обменять имеющиеся у него жетончики на съедобное вознаграждение. Нюанс в том, что жетончики двух цветов: желтого и красного, – и при обмене красного жетончика вознаграждение достаётся только выполняющему задание капуцину, а при обмене желтого – и выполняющему задание и просто наблюдающему в соседнем отделении капуцину. Таким образом, у капуцина, выполняющего задание, нет никакой дополнительной искусственной мотивации для того, чтобы отдать предпочтение какому-либо виду жетончиков, поскольку он в любом случае голодным не останется. Эксперимент, с исключением возможных коррелятов, таких как иерархия, боязнь наказания и родство, дал 80% выбора в пользу желтых жетончиков. Что, по мнению Франса дэ Вааля доказывает потребность у приматов к заботе о других и не сводит всё их существование только к конкуренции.
Второй пример ещё более удивительный. Фотограф Paul Nicklen спустился с камерой под воду, чтобы снять одного из самых грозных хищников Антарктики, морского леопарда. Полу было страшно – леопард охотится на теплокровных позвоночных (пингвинов, тюленей) и легко их разрывает на части – но профессионал в нем все же взял верх. Это была очень крупная особь. Самка приблизилась к фотографу, открыла пасть и обхватила челюстями его голову. Через мгновение отпустила и уплыла. А затем... затем принесла ему живого пингвина, выпустив того прямо перед Полом. Затем она поймала еще одного и снова предложила ему. Поскольку фотограф никак не реагировал (только снимал), животное, видимо, решило, что хищник из водолаза никудышный. Или слабый и больной. Поэтому она стала ловить ему обессиленных пингвинов. Затем убитых, которые уже не могли уплыть. Она стала подносить их прямо в камеру, полагая, вероятно, что именно через нее Пол питается. Человек пингвинов есть отказывался. Тогда леопард разорвал одного из них на куски, показывая, как с ними надо управляться.
Как вы думаете, чем можно объяснить поведение животных?
Такое необычное поведение различных видов животных наука пытается объяснить при помощи такого понятия как «эмпатия». Что такое эмпатия? Эмпатия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, то есть, умение определить, что чувствует конкретный человек в данный конкретный момент времени.
Эмпатия свойственна практически всем живым существам, и человек здесь не исключение. Особенность заключается в том, что каждый индивид испытывает разную степень данного чувства. Далее рассмотрим уровни эмпатии, свойственные человеку.
Психологи выделяют три уровня эмпатии.
Низкий уровень эмпатии характеризуется неразвитым чувством сопереживания. Такой человек в большей степени эгоистичен, способен заботиться только об удовлетворении своих повседневных потребностей.
Средний уровень эмпатии присущ большинству людей. Средний уровень выражается в том, что личность готова в нужный момент проявить сочувствие к тому человеку, который в этом нуждается, но при этом не стремится всецело проникнуться его состоянием. Мы все мысленно способны пожалеть человека, с которым случилась неудача. Однако далеко не каждый готов действительно принимать серьезное участие в судьбе незнакомого человека.
Высокий уровень эмпатии проявляется в том, что человек старается быть максимально полезным тем, кто находится рядом. Развитая эмпатия всегда проявляется в том, что личность обретает целостность, становится более открытой и общительной.
Все эти уровни эмпатии связаны между собой и могут переходить один в другой.
В психологии есть так называемый метод эмпатии, смысл которого заключается в том, чтобы научиться представлять себя на месте другого человека. Как вы считаете, эмпатия является полезным чувством для человека? Нужно ли ее развивать и для чего?
Верно, умение понять чувства другого человека, является полезным качеством, это позволяет развиваться личностно, сформировать в себе искреннюю способность к сопереживанию. Метод эмпатии способствует развитию лучших качеств характера.
На сегодняшнем занятии мы попробуем выполнить упражнения, которые способствуют развитию эмпатии. Есть две простые игры, способные развить эмпатию за короткий период времени.
Игра «Зеркало и мартышка». Ученики разбиваются на пары, встают напротив друг друга и с помощью жестикуляции показывают различные чувства, затем меняются с товарищем местами и повторяют такие же действия. Это упражнение споспособствует тому, чтобы обучающиеся научились лучше понимать эмоциональное состояние и чувства окружающих людей.
Игра «Карусель». Члены группы встают в два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный – это и есть карусель. Каждый раз общение таким образом реализуется с разными людьми, по сигналу внешний круг делает шаг в сторону и пары меняются партнерами. Предложено изобразить такие ситуации (на каждую по 2-3 минуты):
- Перед вами человек, которого вы знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
Итак, ребята на сегодняшнем занятии мы с вами выяснили важную роль эмпатии в жизни каждого человека и постарались эту способность развить. Теперь прошу ответить вас на вопрос, что такое благотворительность? Верно, благотворительность – это проявление эмпатии, жизненно необходимого качества, которым нас наделила природа. Благотворительность даёт нам возможность понять эмоциональное состояние другого человека, сопереживать и помочь людям, которые нуждаются в поддержке.
В заключение занятия давайте подумаем над тем, КАК каждый из вас сможет принять участие в благотворительности? Вы можете потратить свободное время, собственные силы, материальные ресурсы, но взамен этого приобрести значительно более важные в жизни вещи – тепло от пожатия руки в знак благодарности, радость от услышанного слова «Спасибо!» и счастье от того, что вы подарили ближнему частичку своего сердца.
Для того чтобы изменить окружающий мир, начни с себя! Твори благо и помогай другим людям!
Спасибо за внимание!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.