Авторской познавательной игры « Почему я могу гордиться Вологдой»
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. Решение сложившейся проблемы нынешнего времени связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Воспитание духовности как ценностной основы личности немыслимо без обращения к национальным ценностям, без опоры на культурно-исторические традиции народа, потому основополагающим фактором духовно-нравственного становления личности является патриотическое воспитание. Наиболее благоприятный для развития духовно нравственных ценностей возраст – дошкольный. Именно современный дошкольник – это будущее не только одной семьи, но и движущая сила всей нашей страны. Чтобы закрепить какие либо знания дошкольника, нужно постоянно обращать на них внимание ребенка. Самым ненавязчивым видом деятельности по данному направлению становится игра. Ведь игровая деятельность является не только ведущей, но интересной для детей.
А потому в ходе решения задач по развитию духовно-нравственных ценностей воспитанников была разработана и реализована авторская дидактическая игра для старшего дошкольного возраста (Слайд) «Почему я могу гордиться Вологдой?» (фото игры)
Была поставлена цель нашей работы: (слайд) формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном городе, воспитание нравственно патриотических чувств, любви к своей малой родине, гордости за нее.
И соответствующие ей задачи (слайд)
– Способствовать приобщению детей к общественной жизни своего города, прививать уважение к труду, труженикам, результатам их деятельности.
– Формировать уважение к родной культуре и гордость за нее, знакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства, характерного для нашего города, формировать бережное отношение к предметам рукотворного мира.
– Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам нравственно – патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Всю работу разделили на отдельные этапы:
Подготовительный
(слайд)
- Подбор и изучение литературы по теме (фото)
- Разработка теоретической части дидактической игры (фото)
- Консультативные беседы направляющего характера с родителями воспитанников(фото)
- Подготовка иллюстративного материала.
Основной
Непосредственное оформление и проведение дидактической игры по разработанному плану. Игра – путешествие по этапам, форма игры – герб Вологды.(фото) Выделено 14 остановок, каждая остановка повествует о причинах гордости за свой родной город. Участники игры: Воспитатели, дети, родители. В итоге прохождения этапа дети совместно с воспитателем будут прикреплять к основе игры этапное обозначение. Предлагаем вам рассмотреть игру.
- (слайд) Название старт. Проводится вводная беседа воспитателя «Вологда– моя малая Родина», дети совместно с воспитателем прикрепляют первое этапное обозначение. На данном этапе воспитатель анализирует знания детей, мы составили следующую диаграмму знаний(слайд) , в которой видны знания детей на стартовом этапе, обратим внимание, что знания детей о достопримечательностях города невысокие.
- (слайд) Следующий этап« Памятники Вологды» данный этап подразумевает взаимодействие родителей и детей. Некоторым детям выдано задание рассказать о памятнике Вологды и совместно с родителями изготовить его макет. Кроме того каждый воспитанник совместно с родителями посетили памятные места, что подтверждает фотоотчет «Я вологжанин»
- (слайд) Далее «Писатели Вологды» Воспитателями проведена литературная гостиная «Тихая моя родина», в ходе которой дети закрепили знания о Вологде, как литературном городе.
- (слайд) Двигаемся дальше «Известные люди Вологды». На данном этапе дети были познакомлены с некоторыми известными людьми Вологды, в итоге был оформлен фотоальбом «Известные люди нашего города», дети самостоятельно рассматривают его в свободной деятельности.
- (слайд) Следующий этап «Архитектура» Детям было дано задание рассмотреть все дома по дороге домой, после они самостоятельно конструировали и рассказывали о своих постройках. Нами было обращено внимание детей на деревянное зодчество Вологды, оформлен альбом для рассматривания, отдельное время занял рассказ о резном палисаде, как основной достопримечательности города.
- (слайд) Шестой этап «Монастыри, храмы». Результат взаимодействия детей и родителей, ребята не только рассказали о выбранных монастырях, но и пополнили развивающую среду их макетами.
- (слайд) Особое место было уделено этапу «Улицы-герои ВОВ» Не каждый знает, почему та или иная улица имеет такие названия, которые являются фамилиями людей, героев ВОВ. Дети узнали о подвигах земляков, что оказалось для них интересным. В результате они самостоятельно организовали режиссерскую игру «Война», каждый хотел быть героем.
- (слайд) Далее «Северная чернь» Дети познакомились с Великоустюжским промыслом в ходе беседы с воспитателем, в результате для рассматривания был оформлен фотоальбом.
- (слайд) Следующий этап игры «Вологодское кружево» – промысел, которым Вологда славится. Здесь был подобран видеофильм о плетении кружева, после просмотра которого дети делились своими знаниями друг с другом.
- (слайд) «Плетение и резьба по бересте» еще один промысел Вологды, которому уделено внимание в нашей игре, дети и родители помогли пополнить развивающую среду плетеными изделиями и подготовили рассказы о них.
- (слайд) «Вологодское масло» Чем еще славится Вологда, конечно маслом. На данном этапе активная семья группы провела большую работу, изготовили макет вологодских молочных продуктов, ребенок рассказал о каждом из них, особое внимание было уделено вологодскому маслу.
- (Слайд) Немало времени уделено и разным видам Вологодской росписи, проведена НОД, подобран демонстрационный материал, оформлены альбомы для рассматривания.( «Глубоковская роспись»,«Гаютинская роспись»,«Шекснинская золоченка»,«Уфтюгская роспись»,«Верховажская роспись»,«Кичменгско-Городецкая роспись».)
- (слайд) «Фольклор Вологды» Дети познакомились с вологодским фольклором и с удовольствием распевали частушки для всех слушателей. Ну и, конечно же были оформлены картотеки фольклора.
- (слайд) На следующем этапе детьми была проведена самостоятельная поисковая исследовательская деятельность на тему «Дед Мороз», дети рассказали об этом волшебнике и некоторые оформили мини-проекты. Данный этап закрывает дидактическую игру.
Заключительный
Данная игра проводилась в течение 7 месяцев во время режимных моментов и НОД. Дети и родители являлись активными участниками данного мероприятия. В ходе реализации игры нами был разработан проект (слайд) «Вологда – моя малая Родина», (слайд) к которому подобраны картотеки, (слайд) оформлен мини-музей «Вологодчина», (слайд) дети совместно с родителями за активное участие в реализации данной игры были награждены грамотами «Патриоты земли Вологодской», результаты работы представлены на педагогическом совете.
В завершении был проведен(слайд) мониторинг полученных знаний,(диаграмма) , дети показали достаточно высокие знания, низкий уровень знаний отсутствовал вообще.
Как же повлияла данная работа на развитие детей(слайд) :
Дети называют основные достопримечательности и ремесла земли Вологодской, могут рассказать об известных людях Вологды, ребята самостоятельно играют в знакомые фольклорные игры, распевают Вологодские частушки. И, по нашему мнению, самый важный итог, большинство из детей хотят остаться жить в нашем городе и прославлять его не только в родной стране, но и за рубежом. Можно сделать вывод дети гордятся своим городом!
Считаем, что цель нашей работы достигнута, а задачи решены.
(слайд)
№ |
Название |
Форма |
Цель |
Результат |
Участники |
1 |
Старт |
Вводная беседа воспитателя «Вологда – моя малая Родина» |
Систематизация знаний детей о Вологде. |
Диаграмма детских знаний |
Восп. Дети. |
2 |
Памятники Вологды |
Рассказ детей о выбранном памятнике. Оформление макетов. Фотоотчет. |
Развитие потребностей детей в самостоятельном освоении культурного наследия Вологды. |
Оформление фотоальбом«Я– вологжанин». Макеты памятников. |
Восп. Дети. Родит. |
3 |
Писатели Вологды |
Игра-развлечение. |
Закрепление знаний о Вологде,как литературном городе. |
Развлекательная деятельность. |
Восп. Дети. |
4 |
Известные люди Вологды |
Рассказ детей об известном человеке, его заслугах. |
Расширение знаний детей об известных людях Вологды, путем самостоятельной подготовки. |
Оформление фотоальбома «Известные люди нашего города». |
Восп. Дети. Родит. |
5 |
Архитектура. Резной палисад. |
Описательные рассказы детей. Конструирование. |
Расширение знаний детей о традиционных Вологодских ремеслах. Формирование конструктивных навыков. |
Конструирование зданий города из различных видов конструктора. |
Восп. Дети. Родит. |
6 |
Монастыри, храмы. |
Описательные рассказы детей. Оформление макетов. |
Развитие потребностей детей в самостоятельном освоении исторического наследия Вологды. |
Оформление фотоальбома «Зодчество Вологды». Макеты монастырей. |
Восп. Дети. Родит. |
7 |
Улицы-герои ВОВ. |
Исследовательские работы детей. |
Знакомство с историей названия улицы в честь исторического подвига героя ВОВ |
Организация режиссерской игры «Война» |
Восп.Дети. Родит. |
8 |
Великоустюгская чернь или Северная чернь. |
Рассказ-беседа воспитателя. |
Расширение знаний детей о народно-прикладном искусстве Вологды. |
Оформление фотоальбома «Северная чернь» |
Восп. Дети. |
9 |
Кружевная сказка. |
Видео «Плетение кружев на коклюшках» |
Расширение знаний детей о народно-прикладном искусстве Вологды. |
Пополнение видеотеки. |
Восп. Дети. |
10 |
Плетение и резьба по бересте. |
Рассказ детей. Подготовка предметов для музея. |
Расширение знаний детей о народно-прикладном искусстве Вологды. |
Подбор материалов для оформления музея. |
Восп. Дети. |
11 |
Вологодское масло. |
Рассказ детей. Оформление макета «Молочные продукты Вологды» |
Развитие потребностей детей в самостоятельном освоении культурного наследия Вологды. |
Оформление макета «Молочные продукты Вологды» |
Восп. Дети. Родит. |
12 |
Роспись Вологодского края.
|
Ознакомительные занятия воспитателей.
|
Знакомство с основными видами росписей Вологодского края. |
Оформление альбомов демонстрационного материала |
Восп. Дети. |
13 |
Фольклор Вологды |
Разучивание фольклора, развлечение. |
Знакомство с некоторыми формами музыкального фольклора Вологодчины. |
Оформление картотек. Развлекательная деятельность. |
Восп. Дети. |
14 |
Дед Мороз |
Поисковая деятельность. |
Развитие умений детей в самостоятельном поиске и освоении нужной информации. |
Исследовательские работы детей. |
Восп. Дети. Родит. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.