21. Как хорошо, что мы все такие разные. Рисуем людей (продолжение)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться выполнять с натуры (по памяти или представлению) тоновые зарисовки фигуры человека в положении контрапост (вольной позе) мягкими графическими материалами.
Задачи урока
- Научиться анализировать фигуру человеческого тела, соотносить её с идеальными пропорциями фигуры человека;
- Познакомиться с особенностями выполнения набросков и зарисовок мягким карандашом или углём.
- Закрепить знания о типах линий (плавная, нащупывающаяся, валёрная), штрихах, тоне; научиться применять их в художественной практике.
- Научиться выполнять тоновые зарисовки фигуры человека в положении контрапост.
- Познакомиться с творчеством русского художника И. Н. Крамского.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «пропорции тела взрослого человека», «изображение человека в положении контрапост», «перспективные сокращения в изображении человека», «выразительные средства графики (линия, штрих, пятно, тон)», «тип и характер линии». Работа с учебником. Изобразительная деятельность (графика), рисование с натуры (по памяти или представлению).
Ключевые понятия
-
Пропорции тела взрослого человека, набросок и зарисовка, изображение человека в положении контрапост, положение тела фигуры, движения фигуры, выразительные средства графики (линия, штрих, пятно, тон).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающиеся читают высказывание отечественного художника-живописца И. С. Глазунова. Рассуждают над смыслом сказанного, объясняют своё понимание на примере портрета. Задание является вхождением в тему урока. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Ученики определяют эмоциональное состояние героев графических работ И. Е. Репина. Размышляют, какую роль в передаче характерных черт образов играют тоновые отношения. «Бурлаки, тянущие лямку» – это тёмное изображение на светлом фоне, образы выражают усталость. «Женский портрет» – это светлое изображение на тёмном фоне, образ выражает сосредоточенность. Задания направлены на актуализацию знаний о тоновых отношениях в графике, их роли в передачи эмоционального содержания рисунка . |
3 | 3.1. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся рассматривают рисунки известных художников. Задание способствует формированию знаний о типах линий и их роли для передачи художественного образа. |
4 | 3.2. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся рассматривают рисунки известных художников. Определяют графические материалы, которыми выполнены работы. Выделяют из представленных материалов тот, который является мягким. Учащиеся называют другие известные им мягкие материалы. Работа направлена на актуализацию знаний о графических художественных материалах. |
5 | 4.1. Целеполагание | Обучающиеся рассматривают работы Рембрандта, выполненные мягким графическим материалом. Определяют черты, которыми обладают герои (описывают, подобрав 2–3 прилагательных). Аргументируют свои ответы, указывают критерии, по которым ориентировались. Данное задание формирует знания о понятиях «положение тела фигуры», «движениях фигуры» как выразительных средствах графики. |
6 | 4.2. Целеполагание | Обучающиеся знакомятся с правилом изображения фигуры человека в положении контрапост (вольной позе). Отвечают на вопрос: «Какими чертами обладают герои?» Учитель помогает сделать выводы: «Важное значение для передачи характера героя в рисунке имеет положение тела и движения фигуры». Изучают схему и выделяют на схеме линии плечевого пояса и бёдер, линию центра тяжести. Учащиеся выполняют наброски фигуры человека с натуры в контрапосте. Задания направлены на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний о пропорциях фигуры человека и способах изображения человека. |
7 | 5. Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке | Обучающиеся на примере гравюры А. Дюрера «Адам и Ева» вспоминают идеальные пропорции фигуры человека. Продолжают незаконченные предложения. Задание направлено на актуализацию знаний об идеальных пропорциях фигуры человека (женского и мужского тела). |
8 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающиеся выполняют наброски фигуры человека в положении контрапост. Передают характер, движение и пропорции в соответствии с натурой. Данное задание формирует навыки графического изображения человека с натуры с передачей пропорций тела и общих черт. |
9 | 7. Итог урока | Обучающиеся рассматривают портрет И. И. Шишкина, написанный И. Н. Крамским. Анализируют пропорции фигуры, сравнивают их с идеальными. Размышляют, как И. Н. Крамской передал характерное движение. Задание способствует формированию навыков анализа пропорций тела человека. |