Давление твёрдых тел. Способы изменения давления. Давление в жидкости и газе
“Научиться играть на флейте можно, только играя самому”.
Сократ
“Три пути ведут к знанию:
- путь размышления – это путь самый благородный,
- путь подражания – это путь самый лёгкий,
- и путь опыта – это путь самый верный”.
Цель: проверить знания физических явлений и их признаки, физические величины и единицы измерения, законы и формулы.
Цели урока:
Образовательные:
- Продолжить формирование общеучебных умений и навыков учащихся:
- интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать учебный материал
- самостоятельности в мышлении и учебной деятельности
- работы во времени.
- Формирование специальных умений:
- представления о давлении, как о физической величине
- умение применять основные положения МКТ к объяснению давления газа и закона Паскаля
- решения качественных, экспериментальных и расчетных задач с применением изученных формул и законов;
Развивающие:
- показать значение давления в природе, быту, технике
- обосновать необходимость увеличения и уменьшения давления
- развивать интерес к изучению физики
- способствовать расширению кругозора учащихся.
Воспитательные:
- обеспечение мотивации изучения физики
- умения добывать интересные сведения
- развитие умений работать в коллективе, сотрудничества
Оздоровительные:
- создание комфортных условий деятельности на уроке
- сохранность здоровья учащихся
Оборудование:
- проектор, презентация к уроку
- физические приборы: динамометр, бруски (3 шт), 3 сосуда с водой (высота столба жидкости одинакова) различной формы и объёма
- измерительные приборы: линейка ученическая
- шары
- шприцы
- пипетка
- теннисный шар с вмятиной
- горячая вода
- воздушный пистолет
- пластмассовая трубка со скрученной бумажной трубкой на конце
- фен
- зубочистки
Организационный этап урока
Задачи урока для учителя (целеполагание) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Прогнозируемые результаты деятельности ученика - развиваемые у учащихся виды УУД |
Подготовить психологически учащихся к обучению |
Обеспечивает благоприятный настрой. Предлагает разделиться на группы и распределить экспериментальные задания. |
Ученики включаются в учебную деятельность. Делятся на группы по три человека. Распределяют роли специалистов по газам, твёрдым телам и жидкостям. |
Личностные: развивать интерес к учебному предмету. Коммуникативные: контроль и оценка своей готовности к уроку, умение между собой договориться. |
Определение целей деятельности на уроке
Подтолкнуть учащихся к определению темы урока. |
Предлагает надуть шары, заполнить пакеты водой. Задаёт наводящие вопросы. Предлагает сжать их. Подводит итог обсуждению, объявляя тему урока, говорит о важности изучения данной темы. |
Надувают шары, сжимают их, отвечают на вопросы, высказывают предположения по теме урока, записывают тему в тетрадь. |
Коммуникативные: умение слушать товарища, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: планирование работы с помощью учителя. |
Актуализация знаний
Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала, необходимого для изучения новой темы. | Учитель озвучивает эпиграф к коллективной исследовательской работе: “Одна свеча избу лишь слабо освещала; Предлагает нестандартные задания и ситуации для применения старого знания и введения нового материала. Предлагает специалистам по газам, жидкостям и твёрдым телам собраться в группы и изобразить движение молекул. |
Учащиеся разбиваются на группы, изображают движение молекул, рассказывают о нём, о свойствах газов, жидкостях и твёрдых тел. Просмотр видеофрагмента о свойствах газа. |
Коммуникативные: вступают в учебный диалог, овладевают монологической и диалогической формами речи. Умение договориться в группе о совместной деятельности. Общеучебные: умение предъявлять информацию в словесной и символической форме. |
Открытие новых знаний
Подтолкнуть учащихся к выдвижению гипотезы о причине давления газа, проверка этой гипотезы | В чем состоит причина давления, производимого твёрдыми телами, жидкостями и газами? Как узнать? Предлагает провести эксперимент. |
Выстраивают логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезу и её обоснование. Проводят эксперимент с надуванием шара, наполнением пакетов водой и предметами. |
Коммуникативные: вступают в учебный диалог, высказывают предположения, слушаю друг друга. Универсальные: выдвижение предположения, наблюдение, анализ результатов эксперимента и построение вывода. Регулятивные: выдвижение гипотез, прогнозирование результата, наблюдение. Личностные: мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно – ориентированного подхода. Здоровьесберегающая пауза (стадия расслабления) учащиеся выполняют физкультминутку для глаз. Продолжительность этапа 2 минуты. Познавательные: использовать знания о давлении в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний. Коммуникативные: учиться высказывать своё мнение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Коммуникативные: уметь вступать в диалог. |
Создание проблемной ситуации |
Давление в твёрдых телах и в жидкостях обусловлено действием на них силы тяжести. Но ведь в газе молекулы беспорядочно движутся и тоже притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твёрдого тела на опору? Проблемная ситуация! |
Затрудняются с выводом. Еще раз изображают движение молекул газов. Делают вывод о причине давления, производимого жидкостями, газами и твёрдыми телами. |
|
Просмотр видеофрагмента |
Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и прочитать в учебнике вывод, используя несколько видов памяти учащихся. |
Смотрят видеофрагмент, читают вывод в учебнике на стр. 85 (второй абзац). Записывают вывод в тетрадь: в газах давление создаётся ударами беспорядочно движущихся молекул. |
|
Выяснение значения давления в газах по всем направлениям |
Учитель задаёт вопрос: “А одинаково ли это давление по всем направлениям?”, выслушивает предположения, предлагает проверить различные точки зрения с помощью воздушного насоса и шприцов. Что происходит с размерами шарика? |
Выдвигают гипотезу, проверяют с помощью воздушного насоса. Затрудняются с объяснением результата эксперимента (увеличение объёма шара по всем направлениям при откачивании воздуха). Такой же эксперимент делают на местах: специалисты по газам берут шприцы с маленькими резиновыми шариками внутри. Закрывают отверстие пальцем и перемещают поршень вниз. Смотрят видеофрагмент с тем же опытом, где шарик лопается. Теперь делают вывод самостоятельно: газ давит по всем направлениям одинаково. |
|
Установление на практике, от чего зависит давление газа. |
От чего зависит давление газа? Предлагает выдвигать предположения и способы их проверки. Предлагает разным группам учащихся выбрать оборудование на столе для проверки своих предположений. |
|
Закрепление материала
Повторение изученного, систематизация, решение задач | Предлагает самостоятельно повторить изученный материал по опорному конспекту. Предлагает задачи из сборника задач по физике В.И.Лукашика для 7–9 класса, № 472, 475, 477, 484, 491. |
Повторяют по опорному конспекту, рассказывают в парах друг другу. Решают и обсуждают качественные задачи. |
Познавательные – структурирование знаний, обобщение имеющихся знаний по теме. Личностные: выявить причины затруднения. Выявить знания, которых недостаёт. Коммуникативные: уметь вступать в диалог. Регулятивные: уметь излагать свои мысли, выделять главное. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Поиск и выделение информации. |
Домашнее задание. |
Учитель даёт комментарии к домашнему заданию, фиксирует направления будущей деятельности.
|
Записывают домашнее задание в дневник. Выявляют затруднения в домашнем задании (если они есть). |
Проверка знаний
Тестирование | Предлагает задание на проверку усвоения нового материала. Выполните тест. Вопрос 1. От чего зависит давление газа?
Вопрос 2. При уменьшении объёма сосуда, в котором находится газ, давление
Вопрос 3. Как изменится давление газа в воздушном шаре, если вынести его зимой на улицу?
Вопрос 4. При уменьшении размеров молекул газа давление его
|
Индивидуальная работа с тестом. Учащиеся выполняют тест. Работают самостоятельно. А затем меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку в парах. Карандашом на полях в тетради выставляют оценки. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: положительное отношение к учению, развитие готовности к самостоятельным действиям. Коммуникативные: умение работать в паре. Личностные: формирование адекватной самооценки. Формирование навыков самостоятельной работы. |
Рефлексия
Заполнение анкеты рефлексии | Предлагает анкету для осмысления и анализа своей деятельности на уроке. |
Осмысление своей работы на уроке и индивидуальное заполнение анкеты. |
Личностные: формирования ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения. |
Разнообразные виды деятельности позволяют поддерживать у учащихся интерес на протяжении всего урока. Весь урок происходит постоянная смена видов деятельности – опыты, эксперименты, демонстрации, работа с учебником, просмотр презентации и видеофрагментов, решение задач. Компьютерная поддержка в виде презентации и видеофрагментов помогают красочно иллюстрировать урок. Обеспечение занятости каждого ученика позволяет избежать пассивных созерцателей. Применяя в конце урока выходной контроль в виде теста, можно выяснить, освоен ли обязательный минимум каждым учеником. Обязательная рефлексия поможет учащимся осмыслить свою деятельность на уроке, проанализировать трудности и успехи. А для учителя послужит информацией к улучшению его дальнейшей работы.
Экспериментальное задание № 1, 2, 3.
Тема: “Расчёт давления бруска на опору”.
Цель: Рассчитать давление бруска на горизонтальную опору
Оборудование:
- брусок,
- линейка,
- динамометр.
Расчетные формулы:
- P = F/s
Ход работы
- Измерьте длину и ширину основания бруска.
- Запишите результат и осуществите перевод в систему СИ.:
a = … см = …м
b = … см = …м - Рассчитайте площадь основания бруска (площадь опоры):
S = a х b = … м … м = … м - Рассмотрев шкалу динамометра, измерьте силу давления.
- Запишите результат
- Рассчитайте силу давления бруска на опору:
P = F/s - Выразите силу давления в килоПаскалях:
- Сделайте вывод, сравнив его с результатом выполнения задания другой группы.