«Программирование — новый вид грамотности». В рамках ММКВЯ-2016 прошло занятие по робототехнике
Мастер-класс провела Анна Раздорская, тренер образовательных программ Apple, учитель начальных классов
Занятие прошло по учебникам издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ» «Начальная школа XXI века», «Планета знаний» и «РИТМ», где по ходу игры дети создавали из LEGO WeDo-роботов, управляемых с помощью планшета.
Анна Раздорская о схеме работы на мастер-классе:
«Ориентировались мы на следующие темы — «Налево-направо» (Математика 1 класс 1 часть — В.Н.Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А.Рыдзе), «Скорость» (Математика 4 класс Часть1 под ред. В.А.Булычева).
Конечно же, детям не объявлялись данные темы, для них целью было начать учиться программировать — формулировать задания для компьютера так, чтобы тот мог их выполнять за нас.
Для начала нужно было пройти по наклеенной на полу дорожке — точнее, проинструктировать другого участника мероприятия так, чтобы он смог по ней пройти.
Главное условие для ведомого — идти туда, куда ему сказали, даже если это приводит к выходу за линию маршрута. Ребята очень внимательно отнеслись к тем командам, которые получали, часто переспрашивая и уточняя. Это стало основой для беседы о том, что инструкции должны быть максимально точными, ведь компьютер дополнительных вопросов задавать не сможет.
После работы с реальным маршрутом и реальным исполнителем, ученики попробовали себя в управлении виртуальными героями. Для этого мы работали в двух приложениях на iPad — Bee-Bot и Lightbot.
В приложении Beebot на iPad мы вели пчёлку к цветку, сначала набирая весь необходимый путь стрелками вперед-назад-налево-направо. В Lightbot же цель провести робота по ячейкам и зажечь нужные плитки. Принципиальное отличие — в Bee-Bot маршрут (программа) набирается кнопками, но не фиксируется, в Lightbot же ученик видит то, какие команды он назначил роботу, может их переставлять и удалять.
В мастер-классе приняли участие дети разных возрастов, для 6-7-летних было достаточно освоить правила поворота, потому что тема «Налево-Направо» из учебника была только-только изучена, 10-11-летние же уходили глубже, добираясь до заданий с несколькими решениями или до тех, где нужно было уложиться в меньшее количество шагов. Уже на этих этапах работа на iPad в приложениях предоставляла нам возможность дифференциации в зависимости от готовности и потребностей конкретного ребенка (о которых мы, кстати, ничего не знали до начала работы на мероприятии).
Финальная часть занятия была связана с работой с роботами Sphero и объединением опыта управления виртуальными героями и реальной ситуации (дорожка на полу). Sphero — робот-шар, внутри которого есть несколько моторов и светодиодов, благодаря которым он может кататься, крутиться и даже прыгать. Управляется он программами, которые можно составлять на планшете. Мы работали в приложении Tickle, где реализована возможность собирать программы из блоков команд.
Запрограммировать прохождение маршрута удалось всем желающим. Кто-то стал работать дальше, решив, что пропрыгать маршрут роботу будет интереснее, чем проехать, то есть стал изучать команды приложения дальше. Кто-то придумал свой маршрут, и мы даже смогли зафиксировать его прохождение в виде фотографии с длинной выдержкой.
Таким образом, подобные приложения и дополнительные устройства позволяют делать изучение математики более интересным за счет практических занятий. Это дает наглядное представление о взаимосвязи между понятиями. С другой стороны, гаджеты знакомят детей с важными темами — кодингом и программированием, которые становятся новым видом грамотности и тем навыком, который будет необходим в любой профессиональной деятельности в будущем».
Читайте также: