Внеурочная деятельность по математике в начальной школе
Согласно ФГОС, организация внеурочной деятельности школьника требует содержательности. Внеклассные занятия по математике, как и уроки, должны быть направлены на развитие математических способностей ребенка и на формирование метапредметных умений. В апреле корпорация «Российский учебник» представила рабочие тетради авторства Кочуровой Е.Э. и Кочуровой А.Л. «Занимательная математика» c соответствующими заданиями для 1-2 классов. Рассмотрим, какие принципы легли в основу этих пособий и как внеурочные занятия могут привить интерес к математике.Обучение математике на факультативе: задачи
Внеурочная работа не должна походить на обычные занятия в классе. При этом любую деятельность, связанную с изучением математики в начальной школе, следует направлять на достижение главной цели: расширения математического кругозора и эрудиции учащихся.
Задачи курса внеурочной деятельности по математике для учеников 1-4 классов:
1. Обучение элементам логической и алгоритмической грамотности, коммуникативным умениям младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
2. Развитие математических способностей учащихся, наблюдательности, геометрической зоркости, умений анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
3. Воспитание интереса к предмету, к «открытию» оригинальных путей рассуждения, формирование навыков исследовательской деятельности.
Разберем подробнее, как воплотить это на занятиях.
Общие аспекты внеурочной математической деятельности в начальных классах
-
Игровая ситуация тесно связана с поставленной учебной задачей.
-
Используются дополнительные материалы: танграм, уголки, цветные треугольники.
-
По возможности используется цифровые устройства, в том числе интерактивная доска.
-
Условия игр и компания других игроков сдерживает детей, имеющих сложности с произвольностью поведения.
-
Подход к раскрытию того или иного факта в процессе игры математически корректен, доступен, максимально точен (с учетом возрастных особенностей, требований, конкретных целей).
-
Содержание любой игры предусматривает достижение не только предметных (математических) целей, но целей формирования учебной деятельности, развития образного и логического мышления.
-
Внеклассная работа способствует развитию коммуникативных умений, таких как желание общаться, умение слушать, умение ориентироваться в ситуации (кому, зачем и что говорю), знание норм и правил общения, умение осуществлять контроль за речью, корректировать себя.
Математический материал и универсальные учебные действия в играх
-
Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.
-
Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда, использование его в ходе самостоятельной работы.
-
Применение изученных способов учебной работы и приемов вычислений для работы с числовыми головоломками.
-
Анализ правил игры, действие в соответствии с заданными правилами, включение в групповую работу.
-
Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументация.
-
Аргументация своей позиции в коммуникации, принятие разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
Организация математического занятия
Создатели курса «Занимательная математика» предлагают организовать в кабинете несколько центров деятельности:
-
«Математические игры»
-
«Конструкторы»
-
«Занимательные задачи»
-
«Математические головоломки»
-
«Задания на компьютере»
Дети разделяются на группы и работают попеременно в разных рабочих зонах. Это позволяет отойти от строгой формы работы за партами. Центры деятельности можно добавлять, сокращать — в зависимости от учебных задач, особенностей класса, потребностей учеников. Если рабочих зон 5, то групп детей тоже 5. Поскольку занятие длится 45 минут, на каждый центр группе дается 7 минут, а в конце подводится итог работы.
Методические рекомендации по организации внеклассных занятий представляют разнообразные формы работы. Пособия «Школа эрудита XIX века. Занимательная математика» (1-2 классы), кроме самих заданий содержат ответы и разрезной материал.
Примеры заданий:
«Игры с кубиками»
Приготовьте для игры два игральных кубика с точками. Можно вырезать и склеить их, используя приложение рабочей тетради. Запишите в таблицу свои имена. Бросайте по очереди сразу два кубика. Считайте точки на верхних гранях двух кубиков. Записывайте результаты в таблицу. Проведите шесть раундов.
Результат: повторение чисел, развитие социальных навыков.
«Путешествующие точки» (используется поле в клетку)
Проведи линию от отмеченной точки:
-
Одна клетка вправо
-
Одна клетка вниз
-
Одна клетка вправо
-
Одна клетка вниз
Результат: начало развития пространственного мышления.
«Числовые головоломки» (используются поля игры «судоку» 4×4)
Судоку — популярная головоломка с числами. В переводе с японского «су» означает «цифра», «доку» — стоящая отдельно. Расставь цифры от 1 до 4 так, чтобы каждая цифра встречалась только один раз в столбце, в строке и в каждом квадрате из четырех клеток.
Результат: развитие навыков, необходимых для решения числовых головоломок.
Выбор коллективной, групповой игры прежде всего определяется точным учетом уровня развития мышления учеников, уровня сформированности их коммуникативных умений. Кроме того в обучении важно использовать свойство, присущее детской игре — эффективную реализацию потенциала непроизвольного усвоения фактов, сведений, умений.
Смотрите также:
Общая концепция начального образования от Н.Ф. Виноградовой в новом бесплатном пособии «Начальная школа XXI века»!