Методика подготовки к ВПР по математике в 4 классе. Решаем логические и геометрические задачи
Всероссийские проверочные работы для четвероклассников оценивают, с каким багажом знаний ученик переходит в среднюю школу. На что нужно в первую очередь обратить внимание, готовясь к ВПР по математике? Об этом рассказала кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Оксана Рыдзе.Сложные задания
Рекомендуется уделить на уроках больше времени следующим темам:
- Классификация чисел, величин, геометрических фигур.
- Устные приемы вычисления.
- Геометрические задачи, использующие представление о свойствах геометрических фигур.
- Геометрические фигуры в пространстве.
- Работа с таблицами.
Согласно статистике, задания именно на эти темы вызывают сложности у большинства четвероклассников.
Очень важно проработать с детьми и задачи на деление с остатком — тем более, подобные упражнения, только сложнее, будут встречаться ученикам в дальнейшем. Разобраться помогут рисунки, схемы: ребенку нужно понимать, почему не произошло деление на целое, что есть что при делении с остатком.
Подготовка к ВПР требует индивидуального подхода к каждому ученику. Например, случается, что дети отлично выполняют задания повышенного уровня сложности, но не справляются с задачами, основанными на базовых знаниях. Есть ученики, которые обладают большим потенциалом, но не могут раскрыть его без помощи учителя. Педагогическое творчество в работе с ВПР заключается в том, чтобы подстроить планомерную подготовку под особенности своих учеников.
Мало натренировать четвероклассников решать известные типы задач. Дети должны не воспроизводить знания, а владеть ими. Для этого ребенку необходим опыт решения одних и тех же заданий разными способами. Возьмем для примера задачу повышенного уровня трудности, когда ученику предлагается определить количество нарисованных квадратов в представленном треугольнике. Задание можно решить арифметически, сложив все квадраты и их половинки, а можно и геометрически, разделив треугольник надвое, составив один большой квадрат, и вычислив его площадь.
Методические пособия
Корпорация «Российский учебник» предлагает несколько учебно-методических комплектов по математике для младших классов, которые позволят в полной мере освоить курс и подготовиться к проверочным работам. Учебники от составителей С. С. Минаевой, Л. О. Рословой и О. А. Рыдзе, под редакцией В. А. Булычева, содержат много логических и геометрических упражнений со знакомыми и понятными детям сюжетами из реальной жизни. Для контроля знаний педагоги часто выбирают УМК «Оценка достижения планируемых результатов обучения. Разноуровневые проверочные работы за курс начальной школы». Для развития логико-математического представления специалисты рекомендуют учебники авторства В. Н. Рудницкой и Т. В. Юдачевой.
Эти программы готовят необходимую базу для учебы в средней школе. Дети запоминают универсальные действия моделирования и применяют их в нестандартных задачах, что очень полезно для выполнения заданий на логику. В некоторых упражнениях математические явления иллюстрируются разнообразными фигурами, благодаря чему школьник потом с легкостью решает геометрические задачи.
Самооценка и самостоятельность
Действия ученика, которые существенно влияют на результат выполнения ВПР:
- Прогнозирование. Ученик читает задание и сразу определяет, возникнут или нет проблемы с его выполнением.
- Самооценка. В процессе работы над заданием ученик останавливается и видит слабое место в своем решении, если такое есть.
- Исправление и доработка. Благодаря учебному опыту школьник находит ответ даже на те вопросы, которые вызывают трудности.
- Самоконтроль процесса деятельности. Сложные задания ученик откладывает, чтобы не тратить на них время, но, разобравшись с простыми, возвращается к ним и пробует выполнить.
Именно такая осознанная работа позволяет четверокласснику успешно сдать ВПР по математике.