Формирование навыков публичного выступления: работа с аудиторией
Да, способность участвовать в речевом общении надо развивать. Причем не только в учениках, но и культивировать в себе. Второе выступление Олега Николаевича Бойцова о навыках публичного выступления.
Материал подготовлен на основе вебинара, который входит в цикл «Формирование навыков публичного выступления на уроке: от теории к практике».
Проблем с выступлением перед учениками, как правило, у учителей не возникает, но что делать с выступлениями перед коллегами или докладами перед большой аудиторией? Специально для тех, кто хочет развить в себе навыки оратора, мы подготовили этот материал.
Анализируем основные правила работы с аудиторией, учитываем характеристики аудитории при подготовке к выступлению, учимся производить первое впечатление на слушателей, изучаем внимание и то, как его удержать, выступая на публике.
Рекомендуемые материалы:
- Мастер-класс для педагогов: 10 способов найти время на себя, сохранить молодость
- Мастер-класс психолога: как все успеть и быть счастливой
- Мастер-класс физиолога: 7 способов сохранить здоровье
Эмоции
Любое публичное выступление должно содержать как эмоциональную, так и рациональную составляющие. Эмоция, с которой вы вышли обязательно передастся аудитории, даже не сомневайтесь. Безразличие в данном случае хуже всего, впрочем, как и страх. Но страх перед публичным выступлением естественен, это биологический страх — «один против стаи». Надо понимать, что страх — эмоция, стресс, а физическая нагрузка и работа с дыханием помогают его если не снять, то значительно уменьшить. При этом настроение самой аудитории не должно вас сбивать с толку. Не фокусируйтесь на негативе, даже если слушатели его транслируют. Не нужно пытаться работать на негативно настроенных людей — всегда есть другая часть слушателей, нейтрально или позитивно настроенных — для них ваше выступление.
Взаимодействие
Старайтесь удерживать чувство собственной значимости. В вас ценны и слово, и голос, и язык тела. Взгляд, жест, положение корпуса — это 58% притяжения внимания аудитории, а голос — 32%. «Слово наполовину принадлежит тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает» — еще в 16 веке говорил Мишель де Монтень, французский писатель и философ. Давайте разберемся в смысле его слов: говорящий сам виноват ровно наполовину в том, что его не услышали. Скорее всего, выступающий не установил контакт с аудиторией, зрительный прежде всего. «Видеть аудиторию» — это и не бояться ее, и взаимодействовать с ней, но и замечать каждого. Запомним: полная тишина в аудитории ничего вам не гарантирует, наоборот — рабочая обстановка свидетельствует о том, что слушатели «живут», реагируют, воспринимают информацию.
Перейти в каталог учебной продукции по русскому языку |
Практика
Интересная тема доклада и харизматичность оратора — залог успеха. Но над всем этим приходится усиленно работать, тренируйте свое ораторское мастерство и умение доносить полезную информацию интересно. Любой педагог знает, что только практикой оттачивается мастерство. Да, учителям в этом смысле приходится очень сложно — на выступления (уроки) приходят дети, которые обязаны слушать любую речь вне зависимости от личности выступающего (учителя) и темы урока. Этот факт не говорит о том, что дети воспримут любую информацию — совсем наоборот — чем лучше мы готовимся, интересней выступаем в классе, тем выше вовлеченность детей, а значит и лучше обратная связь (в данном случае — ответы по теме).
Расстояние
Существуют четыре зоны общения, которые можно измерить расстоянием: 0,5 метра, 1,5 метра, 3,5 метра, более 3,5 метров. Третью зону можно считать оптимальной для проведения лекции, когда преподаватель работает на всю аудиторию. Расстояние в 1,5 метра — зона трудовых отношений с коллегами, расстояние двух вытянутых рук. А первая зона — зона вытянутой руки — скорее дружеская, нежели рабочая. Получается, что сидеть на последней парте вовсе не значит — скрываться от ответа, возможно именно там, на последних рядах ученику легче сфокусировать свое внимание на речи преподавателя. И наоборот, сидеть на первой парте, как правило, некомфортно. Понаблюдайте за своим классом.
Перейти в каталог учебной продукции по литературе |
Аудитория
Поговорим о моделировании аудитории. Очень важно понимать особенности тех, перед кем предстоит выступать: возраст, психология, типы личности, количество слушателей. С однородной аудиторией работать, конечно, проще: такие слушатели имеют одинаковые ожидания и потребности в информации. Важно запомнить, молодежные аудитории рассчитывают на эмоции, взрослые — на рациональное содержание. Большую аудиторию сложно настроить, но зато она быстро превращается в единый организм. Маленькую аудиторию проще контролировать, зато в такой группе людей каждый чувствует себя личностью и может задать и неудобный вопрос, а значит лектору надо быть готовым к более тщательному объяснению, нежели в большой группе. Ну и, конечно, любой аудитории важны уважение к слушателям, общность интересов и элементы импровизации в вашей речи. Хотите выступать, зачитывая текст через, тогда будьте готовы к тому, что через 7 минут вы потеряете внимание абсолютно любой аудитории.
Механика выступления
1. Вступительное слово занимает 6-7 минут: одна идея, раскрытие, побуждение к работе. Рассуждение по теме должно длится максимум 20 минут. Таким образом, часовое выступление требует переключения дважды: получается, что идеально выступление будет состоять из трех фрагментов по 20 минут. А значит, трехчасовые семинары малопродуктивны, если идут без перерыва.
2. Не забывайте о Законе маятника: если говорите о проблеме — давайте решение; если коснулись в речи негатива — не забудьте про позитив; поговорили — помолчите (выдерживайте паузы после важной мысли); громко — тихо; эмоциональное — рациональное, новое — известное и т.д.
Читайте также:
- Публичная речь: навык, необходимый учителю и ученику
- Бесплатные вебинары по русскому языку и литературе
Реализация методических принципов на примере УМК корпорации «Российский учебник»*:
В учебнике Русский язык. 7 класс под редакцией А.Д.Шмелева рассматриваются такие понятия, как беседа/спор, это происходит во взаимодействии учеников в классе, таким образом происходит групповая работа в деятелик, входящий в систему «Алгоритм успеха», нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии и лингвистике текста, полученных в 5–6 классах; содержит систематическое изложение синтаксиса простого двусоставного предложения. Особое внимание уделено культуре речи. Учебник строится по модульному принципу: каждая из глав включает шесть повторяющихся разделов: «О языке и речи», «Система языка», «Правописание», «Текст», «Язык и культура. Культура речи» и «Повторение». Купить учебник
В учебнике для 5 класса под редакцией М.М.Разумовской присутствует мощный коммуникативный аспект, рассматриваются вопросы речевого общения, речевого взаимодейтсвия, цели/задачи/роли участников коммуникации. Учебник, открывающий завершённую линию учебно-методических комплексов по русскому языку под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой; одобрен экспертными организациями РАО и РАН, соответствует ФГОС. Купить учебник
*С мая 2017 года корпорация «Российский учебник» объединила издательскую группу «ДРОФА-ВЕНТАНА», издательство «Астрель», компанию «ДРОФА — новая школа» и цифровую образовательную платформу «LECTA». Главная миссия корпорации — всесторонняя поддержка педагогов России, создание лучших учебников образовательных решений и социально значимых проектов. Вместе с педагогами мы помогаем закладывать фундамент успешного будущего российских детей на всех уровнях дошкольного и школьного образования.