XV Всероссийский педагогический марафон. «Особенности построения учебного процесса в начальной школе: от предметных действий к универсальным»
Лекция, с которой обратилась к учителям член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующая Центром начального образования ИСРО РАО Наталья Виноградова, была ориентирована на интересы и запросы учителей, которые работают с самыми маленькими школьниками.Работа Лекция, с которой обратилась к учителям член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующая Центром начального образования ИСРО РАО Наталья Федоровна Виноградова, была ориентирована на интересы и запросы учителей, которые работают с самыми маленькими школьниками. Именно эти педагоги закладывают основы успешности ребят на много лет вперед. Профессиональный разговор на тему «Особенности построения учебного процесса в начальной школе: от предметных действий к универсальным» представлял собой органичный сплав нелегкой дидактической науки, методических советов и ярких, эмоциональных примеров из практики. «Сегодня мы, к счастью, вышли за пределы функционала, которым школа ограничивалась с давних времен, когда нужно было лишь научить читать, писать, считать», – так начала свое выступление Наталья Федоровна. Теперь педагогам необходимо проникнуться важностью этого перехода, научиться работать по-новому, достигать метапредметных результатов. |
ФГОС во многом сложился под влиянием идей Эльконина и Давыдова, которые уделяли большое внимание учебной деятельности. Наталья Виноградова пояснила, что для ребенка означает овладение таким видом деятельности: ученик может сказать, что хочет и умеет учиться, умеет контролировать и оценивать свои действия, умеет сотрудничать. Чтобы учащиеся начальной школы чувствовали себя уверенно в учебной деятельности, им необходимо освоить универсальные учебные действия – последовательные шаги, которые ведут ребенка к решению любой учебной задачи. Задача педагога – кропотливо работать на каждом уроке, выделяя и показывая детям последовательность этих шагов.
Ведущая подробно рассказала о содержательной стороне метапредметных результатов, пояснила, каким образом они закрепляются в сознании ученика. Например, ребенок должен сравнить птиц (снегиря и синицу). Чем они не похожи? Малышам лучше начинать с поиска различий. Чем похожи? Есть ли особенные черты? Освоившись с этим алгоритмом, дети освоят операцию и смогут сравнивать другие понятия и объекты.
Руководствуясь деятельностным подходом, важно не забывать о возрастных особенностях, напомнила Наталья Федоровна и назвала два важных закона жизни ребенка в младшей школе. Первый: ученик познает мир не глазами и ушами, а руками. Он конструирует взаимоотношения с миром, поэтому существенным компонентом образования должно стать моделирование, работа руками. Иллюстрируя эту мысль, спикер рассказала об опыте... вьетнамской школы. Там дети, изучив новую тему, пишут не в тетради, а на грифельных досках. Написанное они показывают не учителю, а другим детям, чтобы исправить ошибки друг у друга. Каждый стирает неправильную букву не только на доске, а прежде всего здесь – ведущая показала на свой лоб. Так продолжается до тех пор, пока знание не войдет «через руку». Так происходит и с моделированием – ребенок ощущает содержание нового знания буквально на ощупь.
Второй закон гласит, что младшие школьники могут легко освоить программу, но в разное время, поэтому при оценивании нужно различать процесс и результат. У нас же часто действует контроль по принципу «поймал и наказал». На самом деле мы должны оценивать результаты, чтобы ученик понял, что он делает неправильно и что должен изменить. Судя по вопросам и репликам, пришедшие на встречу учителя вполне разделили мнение известного педагога.
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
|