ВПР по русскому языку в 5 классе: осенний сезон
Согласно приказу № 873 Минобрнауки ВПР для пятых классов пройдет 26 октября. У нас все еще есть время, чтобы психологически подготовить себя и детей к предстоящей проверочной работе, расставить акценты и качественно отработать самый трудный материал.
Еще раз о самом главном
Для чего пишем ВПР? Чтобы своевременно оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся в соответствии с ФГОС – и только для этого! Не надо ждать, что результаты будут учитываться при выставлении итоговых оценок учащимся или при начислении зарплаты учителю. Не пугайте детей ВПР и не пугайтесь сами: это совсем не то же самое, что ОГЭ и ЕГЭ, а всего лишь вариант внешней объективной оценки качества образования.
Ну а раз речь идет о первой четверти пятого класса, то прежде всего мы смотрим, с каким багажом пришли наши школьники из начальных классов и что успели повторить за два осенних месяца.
Какие данные получим? Прежде всего, индивидуальные результаты участников, а еще общую статистику по выполнению каждого типа задания и объективную оценку для сравнения с четвертными и другими оценками.
Как написали весной? С работой справились 97% пятиклассников, 82,2% выполнили на четыре и пять. Выявились и некоторые проблемы: безударные гласные в корне, выделение в слове морфем и, самое главное, затруднения при работе с текстом: разбор, выделение основной мысли, разделение текста на смысловые части.
Чем пользоваться при подготовке?
-
Порядок проведения Всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах в начале учебного года
-
План-график проведения Всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах
-
Описание проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 г.
Особенности осенней ВПР
Если вы готовились с пятиклассниками по образцам весенней проверочной работы, обратите внимание: осенняя от нее сильно отличается. Она стала значительно короче: всего 5 заданий вместо 12, и они не такие «многослойные», как в весенней работе. На выполнение дается всего 45 минут (весной ВПР писали в течение 60 минут), и баллы зачисляются иначе. Максимальный первичный балл – 15, за 5–8 баллов ученик получит тройку, за 9–12 – четверку, за 12–15 – пятерку.
Как и весной, осенью пятиклассникам нельзя будет во время написания ВПР пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, орфографическими словарями и другими справочными материалами.
Работа состоит из двух частей: работа с деформированным текстом и условно-тестовая часть, в которой учащиеся не встретят ничего принципиально нового: фонетика, словообразование, синтаксис, части речи. За каждым заданием стоит как предметный блок, так и блок определенных УУД.
Итак, готовимся!
Опыт весенней ВПР показал, что дети, как правило, готовы хорошо, но не всегда действуют по адекватному алгоритму. И хотя никакой специальной подготовки ВПР не требует, неплохо было бы в оставшиеся два дня повторить с детьми самые «скользкие» места при выполнении типичных, казалось бы, заданий.
Общий совет педагогам: перенесите акцент с закрепления на обобщение и систематизацию освоенных способов действий. Пусть дети будут готовы в незнакомой ситуации применить полученные знания.
Задание 1. Работа с деформированным текстом.
Как звучит задание? Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
В этом задании, помимо орфограмм, проверяются полученные навыки смыслового чтения и самоконтроля. Ни в коем случае не начинайте работу с бездумного списывания!
Методисты уверены, что процент выполнения этого задания не так высок по причине недостаточной осознанности в изучении детьми орфографии. Однако, скорее всего, ларчик открывается проще: при переписывании дети легкомысленны, не дают себе труда до конца понять смысл текста.
Алгоритм. Сначала внимательно читаем текст целиком. Находим незнакомые и самые сложные слова. Потом работаем над орфограммами, применяем правила. Затем читаем текст еще раз, желательно выразительно: все ли теперь понятно в тексте? Наконец, отрабатываем пунктуацию, расставляем знаки препинания и только после этого внимательно списываем.
Как готовиться? Это задание не из тех, к которым можно подготовить за несколько дней. Здесь разумно начинать со смыслового чтения недеформированных текстов. Дети должны уметь осмысленно списывать, писать предупредительные и объяснительные диктанты (два отличных учебных жанра, которые забывать нельзя). И обязательно приободрите детей: если они не изучали той или иной орфограммы, имеют право в ней ошибиться – на оценку это не повлияет. Если не спешить и следовать плану работы, задание окажется вполне «подъемным».
Задание 2. Фонетика.
Как звучит задание? Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки твердые (мягкие, звонкие, глухие).
Это типовое задание, контролируется умение определять звуковой состав слова. Из УУД проверяем умение классифицировать, сравнивать.
Алгоритм. Внимательно прочтите задание, если надо – с карандашом. Уясните, что вы работаете со звуками. Вспомните классификацию звуков, обратите внимание на особые случаи. Разберите каждое слово в предложении, затем выберите то, которое соответствует заданным требованиям, проверьте себя, только после этого выпишите найденное слово.
Как готовиться? Имеет смысл за несколько дней до ВПР повесить в классе таблицу звуков: это поможет ребятам вспомнить основы. Всегда обращайте внимание детей на звуковую оболочку слова, поиск сходств и различий в написании слова и его транскрипции. Не пропускайте фонетические зарядки, можно использовать табличные задания, например разнести по таблице четыре слова в соответствии с наличием глухих / звонких, мягких / твердых звуков.
Вебинар «ВПР: актуальные технологии и приемы подготовки»
Задание 3. Разбор слова по составу.
Это отработка умения классифицировать, анализировать, преобразовывать информацию: при разборе дети переводят смыслы в символы.
Алгоритм. Сначала определите, какая перед вами часть речи. Находите окончание (будьте готовы к тому, что оно может быть нулевым или вообще отсутствовать). Найдите основу слова. Подберите однокоренные слова, выделите корень. Только после этого работаем с областью до корня (приставки) и после корня (суффиксы).
Как готовить? Здесь ваша основная задача – приучить учащихся к тому, что слова в русском языке очень разнообразны по составу. Много корней – бывает, без суффикса – бывает, без приставки – тоже бывает, и очень часто. Используйте разные задания на словообразование: определите лишнее слово в ряду однокоренных, распределите слова по группам (например, с нулевым окончанием, с ненулевым окончанием и без окончания). Найдите слово, подходящее под данную структуру. Выявите слово с ошибкой в морфемном разборе. Составьте слово из морфем имеющихся слов.
Русский язык. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний
Предназначена для пошагового контроля усвоения изучаемого школьниками материала. Пособие может быть использовано для самообразования, для восполнения пробелов в знаниях, актуализации сформированных ранее навыков на всех этапах изучения родного языка, а также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку |
Задание 4. Части речи.
Как звучит задание? В предложении над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Классическое задание, которое традиционно вызывает сложности. Предлагаем вам использовать простой метод: сразу мысленно делить все части речи на самостоятельные и служебные.
Алгоритм. Вспоминаем самостоятельные и служебные части речи (не путать с членами предложения!). Затем читаем предложение: все ли в нем ясно? Мысленно распределяем слова на самостоятельные и служебные части речи, правильно задаем морфологические вопросы к словам самостоятельных частей речи. Осознаем функции слов служебных частей речи, соотносим функции с названиями. Пишем названия указанных частей речи.
Как готовиться? Здесь подойдет весь арсенал известных вам заданий: нахождение слов заданной части речи; указание известных частей речи, отсутствующих в предложении. Привидение примеров других форм одного и того же слова. Следите за тем, чтобы дети правильно задавали вопросы к словам как частям речи.
Задание 5. Грамматическая основа предложения.
Как звучит задание? Подчеркните грамматическую основу предложения.
Алгоритм. Прочитай предложение. Вспомни все возможные вопросы к подлежащему и сказуемому: не только «кто» и «что делает», но и «каков», «какова», «что такое», «кто такой» и т. д. Определите, в чем особенность предложения: несколько подлежащих, несколько сказуемых, отсутствие подлежащего или сказуемого? Далее определите, чем выражено подлежащее и сказуемое. Будьте готовы к тому, что это не всегда и не только существительное и глагол. Проверьте себя, опустив остальные члены предложения. Подчеркните.
Как подготовить? Старайтесь отрабатывать с учащимися подобные задания на каждом уроке: по основе составлять распространенное предложение, разграничить простые и сложные предложения, найти предложение, соответствующее данной схеме.
Русский язык. 5 класс. Контрольные работы
Тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических и практических знаний школьников по основным темам курса |
Главный совет по подготовке к ВПР
Итак, у нас осталось совсем немного времени. Все, что можно было выучить и отработать, уже отработано, но оставшиеся уроки можно провести с большой пользой, если не заучивать, а дать детям кейсы, ситуации, в которых они смогут разумно использовать данный алгоритм работы.
Чтобы систематически готовить детей и к осенней, и к весенней проверочной работе, достаточно уделять этой задаче не более 5 минут от каждого урока. Вам потребуется всего лишь одно предложение, в котором вы можете:
а) найти грамматическую основу,
б) определить части речи,
в) разобрать по составу слово или сделать фонетический анализ,
г) если это деформированный текст – быстро напомнить детям, как с ним работать, и дать им для самостоятельного списывания.
Сейчас, накануне осенней ВПР, старайтесь не нагнетать обстановку и не пугать учащихся. Просто постарайтесь эффективно и точно дать им алгоритм работы по каждому заданию, напомнить о возможных нетипичных ситуациях, подготовить к тому, что многие слова и предложения в русском языке выходят за рамки привычного шаблона.
Желаем вам успеха!