В Волгоградской области обсудили биологическое образование
В конференции приняли участие более двухсот человек – специалисты в области дошкольного образования, учителя начальной школы, учителя биологии и экологии, методисты, студенты и преподаватели вузов из Волгограда и Волгоградской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ижевска, Луганской народной республики и др.28–29 апреля 2016 года в Волгоградской области состоялась Х Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы теории и практики биологического образования».
В конференции приняли участие более двухсот человек – специалисты в области дошкольного образования, учителя начальной школы, учителя биологии и экологии, методисты, студенты и преподаватели вузов из Волгограда и Волгоградской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ижевска, Луганской народной республики, сотрудники природных парков Волгоградской области и других региональных природоохранных учреждений.
Цель конференции – совместное обсуждение учеными, педагогами-практиками и организаторами образования вопросов состояния и перспектив развития биологического и экологического образования в образовательных организациях в условиях введения нового ФГОС и возможности использования УМК по биологии и экологии объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» в образовательном процессе.
На конференции обсуждались следующие вопросы:
1. Биологические науки в профессиональном педагогическом и школьном образовании.
• Исследования в области ботаники, зоологии, охраны природы, изучения устойчивого развития природных комплексов, сохранения здоровья человека.
• Научно-исследовательская деятельность школьников в области биологии и охраны природы (тематика, организация, научно-методическое сопровождение).
2. Ценностно-целевые ориентиры и приоритетные направления развития биологического и экологического образования в контексте нового ФГОС.
• Потенциал биологического и экологического образования в формировании основ экологической культуры и его реализация в урочной и внеурочной деятельности.
• Этические аспекты современного биологического и экологического образования
• Роль и место биологии в формировании научного мировоззрения учащихся.
• Биологическое образование в формировании ценности здорового и безопасного образа жизни (проектирование экологической и здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации, методика формирования экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни).
• Создание равных возможностей для всех категорий детей в получении качественного биологического и экологического образования.
3. Обновление содержания и методики экологического образования дошкольников и младших школьников в условиях внедрения ФГОС.
• Инновационные процессы в дошкольном и начальном экологическом образовании.
• Взаимодействие образовательных организаций с семьей по экологическому образованию дошкольников и младших школьников.
• Дошкольное и начальное экологическое образование в условиях реализации ФГОС.
• Воспитание экологической культуры у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
• Содержание экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях вариативности программ.
• Создание условий для экологического образования детей в образовательных организациях.
4. Совершенствование и реализация содержания биологического и экологического образования.
• Взаимодействие учреждений высшего и дополнительного профессионально-педагогического образования с академической наукой в совершенствовании содержания биологического и экологического образования.
• Взаимодействие учреждений высшего и дополнительного профессионально-педагогического образования с природоохранными учреждениями и ООПТ
• Модели школьного биологического образования и экологического образования.
• Реализация содержания биологического и экологического образования средствами УМК по биологии/экологии.
5. Методика преподавания биологии в условиях перехода на ФГОС: реализация деятельностного подхода.
• Современные педагогические технологии: применение в условиях введения ФГОС второго поколения.
• Обеспечение практической направленности биологического образования с целью достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
• Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии в условиях перехода на ФГОС ООО.
• Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при обучении биологии/экологии в условиях перехода на ФГОС ООО.
• Активизация познавательной деятельности в процессе обучения биологии.
• Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии/экологии.
• Оценивание предметных, метапредметных результатов освоения учебной программы по биологии в условиях введения ФГОС ООО.
Программа конференции включала в себя пленарное заседание, работу секций и выездной педагогический практикум «Раннецветущие растения Волгоградской области».
Открыл конференцию и приветствовал её участников Юрий Анатольевич Жадаев – проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», к.п.н., доцент.
С приветствием к участникам конференции обратились:
- Наталья Олеговна Долженкова – ведущий методист объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ»;
- Алексей Михайлович Веденеев – декан естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», к.б.н., доцент;
- Ирина Петровна Чередниченко – зав. кафедрой естественно-научного образования ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», к.п.н.
Пленарные выступления открыла Ирина Николаевна Пономарева, профессор кафедры методики обучения биологии и экологии, заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена, действительный член (академик) МАНЭБ (Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности), д.п.н, профессор. Она представила доклад «Использование интеграции с целью обеспечения практической экологической направленности биологического образования школьников».
Ирина Николаевна отметила, что вопрос об осуществлении интеграции в образовательном процессе обычно возникает и активизируется в то время, когда имеющиеся знания в науке и философии не умещаются и не отражаются в рамках школьной предметной дисциплины, или же тогда, когда в изучаемом предмете сталкиваются как необходимость различные компоненты предметного и социального характера. «Интеграцию в образовательном процессе мы и в настоящее время понимаем как необходимость, проявляющуюся в желании отразить взаимосвязи реального мира в учебном процессе, соединить изучаемые предметы и биологические явления в единое неразрывное целое, что, в свою очередь, должно обеспечивать сформированность правильной естественно-научной картины мира и развитие личности учащихся», – отметила она.
«Существует много видов интеграции: по целям, содержанию, методам, уровням, направлениям, глубине и пр. В нашей авторской программе и учебниках по биологии для 5–11 классов реализуем три типа интеграции – междисциплинарную, общенаучную и личностную (или социально значимую), – пояснила Ирина Николаевна. – Все три типа интеграции связаны с содержанием предмета и позволяют решить различные надпредметные вопросы, благодаря чему школьный учебник приобретает характер открытой образовательной системы. Однако интегративный подход в обучении требует от учителя достаточно высокого уровня педагогического мастерства, большой широты кругозора в предметной и методической областях, и главное – свободного владения научным материалом интегрируемых компонентов. В связи с этим учителю должна быть доступной значительная информация по интегрируемым материалам в бумажном или электронном видах».
В пленарном докладе ведущего методиста по биологии Натальи Олеговны Долженковой «Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса средствами УМК по биологии объединенной издательской группы 'ДРОФА' – 'ВЕНТАНА-ГРАФ'» говорилось о важности роли современного УМК по биологии в формировании информационно-образовательной среды школы. Новая образовательная парадигма в системе естественно-научного образования предполагает существенное обновление содержания, методики и технологий обучения, а на этой основе – новое качество результатов.
«Одним из условий реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов в ФГОС является учебник. Он становится инструментом организации учебной деятельности, и от того, как он сделан, во многом зависит успешность обучения, – подчеркнула Наталья Олеговна. – На сегодняшний день одним из важнейших приоритетов становится применение ЭФУ в образовательном процессе, которые дают учащимся возможности самим искать и отбирать информацию. Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода, как работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое. Потенциал ЭФУ огромен, и он сможет вывести учеников на высокий уровень познавательной активности, организуя их самостоятельную деятельность».
Перед участниками конференции также выступили:
- Кондаурова Татьяна Ильинична – зав. кафедрой биологии, химии и методики преподавания биологии и химии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», к.б.н., профессор
Тема доклада: «Концептуальные идеи подготовки магистров по образовательной программе «Теория и методика биологического образования'» - Коновалова Виктория Эдуардовна – директор МКОУ «Средняя школа №3» г. Калача-на-Дону Волгоградской области
Тема доклада: «Экологическое образование и воспитание в школе как основа межпредметных связей в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта» - Машкова Светлана Васильевна – доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», к.п.н., доцент
Тема доклада: «Особенности естественно-научного образования младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» - Степанчук Ольга Михайловна – учитель биологии МКОУ «Голубинская СШ» Калачевского муниципального района Волгоградской области
Тема доклада: «Научное общество учащихся – форма организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в области биологии», - Политова Нина Ивановна – руководитель сектора сельскохозяйственной литературы областного Центра экологического просвещения и информации областной универсальной библиотеки им. М. Горького
Тема доклада: «О деятельности областного Центра экологического просвещения и информации».
Последним аккордом в пленарном заседании стало подведение итогов и награждение победителей конкурса педагогического мастерства.
Как отметили участники, прошедшая научно-практическая конференция – это прекрасная возможность обменяться мнениями с теми, кто ценит педагогическое мастерство, творчество и новаторство, кому интересны передовые идеи и технологии. Конференция прошла на высоком профессиональном уровне, были даны конкретные примеры того, на что необходимо обратить внимание при переходе на ФГОС, как выстроить основные стратегии преподавания в современных условиях.
Объединенная издательская группа благодарит всех организаторов, лекторов и участников за интересное профессиональное общение, за уникальность представленного материала и педагогического опыта, за многолетнее и продуктивное сотрудничество!
Выражаем особую благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество в деле методического сопровождения профессионального совершенствования учителей Волгоградской области:
- Веденееву Алексею Михайловичу, декану естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», кандидату биологических наук, доценту кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии;
- Чередниченко Ирине Петровне, зав. кафедрой естественнонаучного образования ГАУ ДПО «ВГАПО», кандидату педагогических наук, доценту;
- Фадеевой Галине Александровне, старшему методисту кафедры естественнонаучного образования ГАУ ДПО «ВГАПО».
По итогам работы конференции был опубликован сборник материалов.
С дополнительной информацией и фоторепортажем вы можете ознакомиться в социальной сети «ВКонтакте»: