В Санкт-Петербурге проходит семинар, посвященный работе по образовательной системе «Диалог»
Авторы концепции М. П. Воюшина и Е.П.Суворова отметили, что смена образовательной парадигмы требует изменения позиции участников образовательного процесса. Функция современного учителя – не транслировать готовые знания, а вовлечь ученика в учебную деятельность.Открывая семинар, авторы концепции М. П. Воюшина и Е. П. Суворова отметили, что смена образовательной парадигмы требует изменения позиции участников образовательного процесса. Функция современного учителя – не транслировать готовые знания, а вовлечь ученика в учебную деятельность, сделав ее увлекательной для ребенка, дать инициативу ученику, создать условия для продуктивного самостоятельного постижения нового, эмоционального переживания процесса и результата собственной деятельности. Поэтому при создании системы «Диалог» учитывалось, что процессы обучения и воспитания развивают ребенка только в том случае, если:
- они протекают в эмоционально значимой для ребенка деятельностной форме,
- движущей силой личностного и познавательного развития является деятельность, поэтому важно, в какие виды деятельности включен ученик, какова степень его активности и самостоятельности,
- мотивационно-смысловая сфера личности оказывает существенное влияние на эффективность овладения познавательной деятельностью,
- овладение универсальными учебными действиями является основой общекультурного и личностного развития, обеспечивает усвоение знаний и умений в любой предметной области, формирование картины мира.
Авторы обратили внимание на то, что системно-деятельностный подход привел к изменению функций школьных учебников. Основными функциями учебника стали организационная и управленческая, а не информационная функция. Согласно требованиям ФГОС, ученик должен научиться получать информацию из разных источников и интерпретировать ее, следовательно, информация, представленная в современных учебниках, не должна быть исчерпывающей. Текст учебника авторы рассматривают, прежде всего, как средство организации познавательной деятельности обучающихся, средство управления их деятельностью. Поэтому в учебниках, входящих в систему «Диалог», информация не всегда представлена в готовом виде, используются разные формы подачи информации (таблицы, схемы, графики, рисунки), что повлекло за собой увеличение роли и удельного веса методического аппарата учебника.
Также в рамках семинара будут подробно рассмотрены следующие темы:
- «Диалог» как инновационная система;
- Системно-деятельностный подход к отбору содержания и организации обучения;
- Методика организации междисциплинарного взаимодействия на различных предметах;
- Взаимосвязь урочной и внеурочной образовательной деятельности;
- Формирование УУД средствами завершенных предметных линий учебников.
Программой семинара также предполагается посещение открытых уроков в петербургских школах с последующим анализом и обсуждением с авторами учебников.