Учебники издательства «Дрофа» в федеральных перечнях на2012/13учебныйгод(интервьюс главнымредактором)
27 декабря 2011 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации приказом № 2885 были утверждены Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в 2012/13 учебном году (далее ФП). Из них 480 книг – продукция издательства «Дрофа». Это на 142 больше, чем в прошлом году. С перечнем наших учебников в новых ФП вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке:За более подробной информацией мы обратились к главному редактору издательства «Дрофа», кандидату педагогических наук, методисту методической лаборатории географии МИОО Ольге Алексеевне Панасенковой.
В ногу со временем
– Ольга Алексеевна, в 2011 году ассортимент издательства «Дрофа», представленный в ФП, значительно расширился. Были не только созданы новые учебники, но и переработаны старые. Что мотивировало вас на внесение изменений в учебно-методические комплексы, и без того прекрасно зарекомендовавшие себя в школе?
– Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу задать Вам встречный. Что Вы вспоминаете, когда думаете о школе?
– Наверное, как и все: первого учителя, одноклассников, поездки, праздники, выпускной.
– А собственно уроки кто-нибудь вспоминает? Согласитесь, немногие. А наши дети и внуки – они хотят идти в школу? Далеко не все. В среднем мотивировано на процесс обучения всего 10–15 процентов школьников. Наверное, потому, что в классе они некий объект воздействия: сидят на уроке, и 40 минут на них кто-то извне влияет, редко-редко давая возможность что-то сделать самостоятельно. В то время как деятельностный подход к образованию, реализовать который позволяют учебники издательства «Дрофа» – и новые, и обновленные, – такую возможность дает.
Мудрец говорил: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне сделать – я научусь».
Теперь другой вопрос: учителя в большинстве своем готовы работать по-новому? Преимущественно нет. А что препятствует? Кадровая проблема. Профессия непрестижная, молодежь в педвузы идти не хочет. И даже у молодых учителей на новации нет времени: чтобы заработать, приходится вести по 6–8 уроков в день. К каждому из них надо готовиться, каждый надо сделать интересным, а потом еще и хорошие результаты на ГИА и ЕГЭ получить, ведь от них зависит аттестация учителя. – Есть еще аттестация школы… – …для которой нужно, чтобы все нормативные документы были в порядке: и основная образовательная программа, и рабочие программы по предметам. Представляете, сколько факторов давят на учителя, который вынужден в новых условиях работать? – Что же делать? – Вот мы и подошли к ответу на ваш вопрос – целью издательства «Дрофа» является оптимизация учебного процесса. Мы стараемся максимально обеспечить учителя образовательными ресурсами, чтобы ему было комфортно преподавать, а школьникам – интересно учиться. Очень важно идти в ногу со временем. Меняется нормативная база – значит, надо оперативно вносить изменения в ассортимент: выпускать рабочие программы, электронные приложения к учебникам. Учителя заинтересованы в том, чтобы издательства регулярно поставляли на рынок такую продукцию, и «Дрофа» ведет активную работу в этом направлении. К примеру, только что мы подготовили новинку – рабочие тетради «Итоговый тестовый контроль» для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру. Разумеется, основой любой информационно-образовательной среды являются учебники, – собственно, она под них и создается. Но сегодня ситуация такова, что насыщенность этой среды во многом определяет выбор учебников. Начальная школа: «РИТМ»– Судя по ФП, издательство «Дрофа» обеспечило выбор учебников на всех этапах школьного образования. – Вариативность – главная особенность нашей продукции. У нас нет одинаковых линий учебников, они все друг от друга отличаются, все имеют какую-то специфику. Это хорошо видно на примере системы учебников для начальной школы «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)». В нынешних Федеральных перечнях, в отличие от прошлогодних, нет деления на системы, но все учебники, входящие в «РИТМ», есть в перечне учебников, рекомендованных к использованию в 2012/13 учебном году. Учителю предоставлена возможность выбора УМК для класса со средним уровнем подготовки и, так сказать, продвинутого; для класса мононационального или, напротив, с полиэтническим составом. Приведу примеры. В Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, вошли три линии учебников по русскому языку для 1–4 классов. У учителя есть возможность остановить выбор на классической методике Т. Г. Рамзаевой (№ 68–71) или на относительно новой линии С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко (№ 41–44), – у нее, кстати, прекрасные рекомендации, в том числе от специалистов основной школы, принимающих ребят, которые учились по этим УМК. Еще один курс – Л. Д. Митюшиной, Е. А. Хамраевой (№ 54–58, 86–90) – особенно важен в классах с полиэтническим составом учащихся. Литературное чтение в начальной школе также представлено тремя линиями. Одна принадлежит О. В. Джежелей (№ 108–112). Опыт работы по этим учебникам, опыт самого автора позволили создать очень хорошее методическое сопровождение. Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова и их линия «Литературное чтение. Родное слово» (№ 104–107) предлагают учебники, в содержании которых особый акцент делается на фольклоре. Курс Л. Д. Митюшиной, Е. А. Хамраевой, И. В. Сафоновой, И. В. Чиж, М. В. Черкезовой, М. В. Головановой, О. Ю. Шараповой (№ 157–160) подходит для школ и классов с полиэтническим составом. | ||
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПЕРЕЧНИ 2012/13
| ||
УЧЕБНИКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДРОФА» В ФП 2012/13 В 2011 году экспертизу РАО и РАН прошли 163 учебника издательства «Дрофа». В связи с этим их общее количество в Федеральных перечнях на 2012/13 учебный год составило 480, в том числе:
|
Есть выбор и у учителей иностранных языков: во 2–4 классах можно преподавать английский язык по линии О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой (№ 164–166) или немецкий язык по линии Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез (№ 214–216).
Что касается математики в начальной школе, то она представлена учебниками Э. И. Александровой (№ 233–236), ориентированными на развивающее обучение. При этом идет работа над более традиционным курсом Г. К. Муравина, О. В. Муравиной, который уже имеет продолжение в 5–11 классах (№ 808–812).
– Если оценивать продукцию «Дрофы» по шкале «традиционность – инновационность», какое место она займет?
– Окажется где-то посередине. Наши учебники не совсем традиционные, но и не суперинновационные. В той же начальной школе есть линии, по которым учителя работают уже давно: УМК Т. Г. Рамзаевой по русскому языку, о которых шла речь выше, УМК В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной по изобразительному искусству (№ 405–408), УМК В. В. Алеева, Т. Н. Кичак по музыке (№ 433–436). Их можно назвать традиционными; тем не менее содержание и методический аппарат претерпели изменения в соответствии с требованиями стандарта. Есть и линии, которые созданы авторами, работающими в системе развивающего обучения. Это уже упомянутые УМК С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко и УМК Э. И. Александровой, по русскому языку и математике, двум ключевым предметам. Они более понятны, чем другие учебники, созданные целиком и полностью по канонам этой системы. Наша продукция адаптирована для массовой школы, как для начальной, так и для основной.
– Но у «Дрофы» есть линия УМК для 5–9 классов, которая так и называется – «инновационная». Я говорю о «Навигаторе», созданном авторским коллективом во главе с В. И. Сивоглазовым (№ 1038–1042).
– Эта линия УМК создана совсем в другой парадигме: неразрывное единство электронного и бумажного компонента, инновационный комплекс, полностью реализующий требования стандарта. В будущем мы надеемся сформировать такую систему.
Основная школа: «Вертикаль»
– Какие изменения претерпели учебники для основной школы, вошедшие в перечень?
– Если посмотреть на фамилии авторов – в основном они всем знакомы: А. В. Перышкин, О. С. Габриелян, Н. И. Сонин и так далее. При этом учебники очень сильно переработаны с точки зрения нормативной базы – адаптированы под Фундаментальное ядро содержания общего образования, требования ФГОС, структуру и содержание примерной программы. Методический аппарат радикально расширен: появились темы для дискуссий и проектов, вопросы и задания к рисункам, на актуализацию знаний в начале и конце параграфов и глав. Есть электронные приложения к учебникам – мы планируем размещать их на сайте www.drofa.ru.
– Новые учебники для основной школы созданы?
– Разумеется. Во-первых, по линиям, которых раньше у «Дрофы» не было: учебники «Изобразительное искусство» С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной (№ 1124–1128) как продолжение линии В. В. Кузина, Э. И. Кубышкиной для 1–4 классов; комплексный интегрированный курс «Искусство» Г. И. Даниловой (№ 1108–1110), который заменяет изучавшийся ранее предмет «Мировая художественная культура». Г. И. Погадаев продолжил свою линию для начальной школы по физкультуре (№ 540–541), написав учебники для 5–6 и 7–9 классов (№ 1215–1216).
Во-вторых, появились учебники по предметам, которые раньше не изучались в 5 классе. По обществознанию такой учебник теперь есть в линии УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной (№ 925); также 5 класс появился во всех трех наших линиях УМК по географии (№ 939, 949, 953) и трех линиях УМК по биологии (№ 1020, 1025, 1038).
– Налицо вариативность учебников «Дрофы» для основной школы.
– Совершенно верно! Я уже говорила: нам незачем выпускать 2–3 одинаковые по своей сути линии. Тем более что у нас идет работа над объединением вошедших в перечень учебников для 5–9 классов в единую систему «Вертикаль», и тут вариативность крайне важна. Линии УМК различаются по «адресату»: одни предназначены общеобразовательным школам, другие – гимназиям, лицеям, школам с многонациональным составом, с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. Об этом можно прочитать в Концепции системы «Вертикаль» на нашем на сайте. Кроме того, разные линии отличаются последовательностью представления содержания.
Приведу несколько примеров. По биологии мы в числе прочих линий УМК предлагаем две линии Н. И. Сонина. Одна из них концентрическая (№ 1025–1029), то есть курс заканчивается изучением в 9 классе общей биологии. А другая линейная (№ 1019–1024), для учителей более привычная, с анатомией в 9 классе и продолжением в старшей школе в виде общей биологии. Химия: для общеобразовательных школ – линия УМК О. С. Габриеляна (№ 1084–1085), для школ и классов с углубленным изучением естественно-научных предметов – линия УМК В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, А. А.Дроздова и др. (№ 1086–1087). Физика: для общеобразовательных школ – линия УМК А. В. Перышкина (№ 1064–1066), для школ, где есть возможность осуществлять большое количество экспериментов – линия УМК Н. С. Пурышевой (№ 1067–1069), для углубленного изучения – линия УМК А. Е. Гуревича (№ 1055–1057).
Классам с гуманитарной направленностью адресована «трехкомпонентная» линия УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, Е. И. Никитиной, состоящая из учебников «Практика» и «Русская речь» для каждого класса, а также одного учебника «Теория» для 5–9 классов (№ 568–573). В ФП включена и линия В. В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка (№ 567). Линия УМК М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др. (№ 609–613) для общеобразовательных школ также практикоориентирована и речеакцентирована – это сейчас должно стать нормой для всех учебников. Линия Т. Ф. Курдюмовой по литературе (№ 634–638) хорошо знакома учителям общеобразовательных школ; теперь она переработана в соответствии с современными требованиями. Линия УМК по литературе М. Б. Ладыгина (№ 639–643) создана для углубленного изучения предмета. Ну и, наконец, учебники Е. А. Быстровой (№ 579–583) и М. В. Черкезовой (№ 664–668) – по русскому и литературе соответственно – мы рекомендуем для общеобразовательных школ с многонациональным составом классов.
«Классическая линия учебников географии» на то и классическая, что там учебники всем достаточно хорошо знакомые (№ 940–943), за исключением уже упомянутого выше нового учебника для 5 класса И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Структура этой линии такова: 5 и 6 классы – «Начальный курс географии», 7 класс – «География материков и океанов», 8 класс – «География России. Природа», 9 класс – «География России. Население и хозяйство». В линии УМК В. П. Дронова (№ 949–952) она иная:
Школьный компонент
– Ассортимент издательства «Дрофа» не ограничивается учебниками, вошедшими в Федеральные перечни.
– Мы занимаемся выпуском пособий, необходимых учителю для оптимизации его деятельности. Это и «Риторика», и «Русская словесность», и «Введение в химию», и «Наглядная геометрия». Их задача – пропедевтика основных школьных курсов или их поддержка. Таким образом, помимо Федерального компонента издательство «Дрофа» в своей деятельности учитывает и компонент школьный, доля которого от класса к классу возрастает. А ведь есть еще и внеурочная деятельность, которую в обязательном порядке надо включать в основную образовательную программу школы, планировать ее, вести. Что для этого нужно учителю? Программы и пособия. Их создание – важное направление деятельности издательства. О соответствующей литературе к системе учебников «РИТМ» можно прочитать на нашем сайте. В скором времени будет размещена аналогичная информация и для основной школы.
– Вы неоднократно упоминали сайт www.drofa.ru.
– Он достоин внимания, поскольку предлагает достаточно инструментов для оптимизации деятельности учителей, а также библиотекарей, представителей книготорговых структур, даже родителей. Зачем обращаться к сайту, например, учителю? Во-первых, за сценариями уроков, методическими материалами, рабочими программами; последние следует утвердить у администрации школы. Во-вторых, чтобы разместить собственные наработки, которые в этом случае приравниваются к публикации в образовательном СМИ, что очень хорошо для аттестации. И третье: можно получить ответ на любой вопрос в интерактивном режиме – на форуме или в ходе вебинара. Также на сайте есть информация о деятельности курсов повышения квалификации по нашим УМК; скоро начнут работу дистанционные курсы, организованные совместно с МГУ. Мы всегда рады плодотворному взаимовыгодному сотрудничеству и, в свою очередь, будем продолжать делать все необходимое для обеспечения образовательного процесса на всех его этапах необходимыми средствами обучения. Интернет-магазин « | Интернет-магазин « |
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПЕРЕЧНИ 2012/13
- Федеральный перечень учебников, рекомен-дованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (Приложение № 1). Включает два раздела: 1) учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) начального общего и основного общего образования; 2) учебники, соответствующие Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФК ГОС).
- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (Приложение № 2).
- Федеральный перечень учебников, рекомен-дованных к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (Приложение № 3).
- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (Приложение № 4).