Участники ПМЭФ-2019 обсудили повышение статуса педагога в образовании и роль цифровых технологий в персонализированном обучении
Роль и статус педагога в обществе в значительной степени определит в будущем все процессы, связанные с отечественным образованием. Именно поэтому сегодня необходима качественная поддержка учителя на всех этапах учебного процесса и выявление ключевых проблем в обучении. К такому выводу пришли участники сессии «Новые образовательные технологии для достижения социального благополучия», прошедшей при поддержке Корпорации «Российский учебник» в рамках Петербургского международного экономического форума.
Руководитель Фонда «Талант и успех», член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Елена Шмелева отметила, что в числе сегодняшних достижении в российском образовании стоит выделить системный подход в работе с одаренными детьми:
«Мы все больше думаем, как кадры, начиная даже со средней школы, будут ориентированы на задачи, которые являются основой развития такой новой инфраструктуры. Как ребенок в 12-13 лет может выбрать ту специализацию, которую раньше относили к третьему или четвертому курсу. Как соединить запросы глобальных работодателей или тех, кто создает инновации, с теми образовательными программами, которые должны соответствовать каждому уровню, и не делить ребят на тех, кто уже проявил свои способности и тех, кто еще не успел это сделать».
Участники согласились, что сегодня улучшаются возможности для способных учеников. Однако ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов обратил внимание на проблему растущей селективности в школьном образовании:
«Сегодня нет стройных механизмов социального перемешивания, создания лучших условий для детей, семьи которых ограничены в экономических возможностях или обладают низким уровнем образования. При этом в большинстве стран такие механизмы есть. Отставание по таким механизмам и незамечание проблемы чревато тем, что мы будем наряду с развитием талантов получать дополнительный источник социального напряжения. Согласно нашим опросам, 2/3 родителей заявляют о селективном доступе в первый класс. Я могу понять такой показатель относительно поступления в вуз, но для первого класса это опасный знак».
Вице-президент корпорации «Российский учебник» Андрей Галиев представил участникам сессии итоги нового опроса педагогов, проведенного на сайте корпорации rosuchebnik.ru: учителям было предложено назвать наиболее важные, по их мнению, достижения и проблемы в отечественном образовании. Самыми популярными достижениями оказались цифровое и дистанционное образование, введение ГИА и ЕГЭ как способ унифицировать систему оценивания выпускников и обеспечить равный доступ для поступления в вузы, а также укрепление материально-технической базы. В числе ключевых проблем чаще всего педагоги отмечали несоответствие требований ЕГЭ содержанию обучения, отсутствие системы обучения детей со статусом ОВЗ в массовых школах и отсутствие системы профориентации в выпускных классах старшей школы, уровень заработной платы педагогов. К данным ответам, по мнению спикеров, стоит добавить активное участие родителей и будущих работодателей в развитии учебного процесса:
«Запросы работодателя для школы являются и достижением, и проблемой: школа не всегда умеет работать с этим ресурсом, а также с запросами родителей, государства, бизнеса».
Неумение своевременно оценить, как работать с такими запросами, — не единственная проблема для школы, считает Директор Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), проректор РАНХИГС Иван Федотов:
«Сегодня наша система подготовки массовых учителей не успевает за теми цифровыми изменениями, которые происходят в передовых вузах и частных школах. Наши учителя не настолько готовы к изменениям, в отличие от учеников. Профессия учителя требует не только учить детей, но и учиться самому. Необходимо менять содержание переподготовки, привлекать специалистов по предмету, а не педагогике».
Однако с проректором не согласился Губернатор Орловской области Андрей Клычков, который поделился актуальной экспертизой в регионе:
«Чудо, что мы смогли сохранить тех, кто хочет учить, и тех детей, которые желают учиться, которые потом идут в „Сириус“. Сегодня основная задача учителя — подготовить к ЕГЭ. Однако большой объем информации, цифровизация и другие технологии скорее ставят иную задачу — восстановление системы непрерывного образования, которое решило бы вопросы с селективностью, задачу подготовки специалистов. Мы запустили в нашем регионе проект по системе непрерывного образования, в данный момент проходит его апробация: на базе Орловской области создаются новые общественные пространства, которые объединяют ключевых участников учебного процесса, учитывают необходимые специализации в вузах. Мы надеемся реализовать проект, где в едином образовательном пространстве создадим условия на базе общего подбора детей из общей школы».
Интересно, что оказать поддержку в создании подобных проектов и помочь в выявлении проблем в системе образования регионов может недавно разработанный факторный анализ. Результатами этого исследования, проведенного впервые в Калининградской области, поделился генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин:
«У нас в стране почти нет релевантной методики измерения качества, которое давало бы статистически надежные результаты. Поэтому мы провели совместно с НИУ ВШЭ анализ факторов, которые влияют на качество образования в регионе, опросили около 85% педагогов, 95% школ региона. Коллеги из ВШЭ предложили четыре компонента измерения качества: академические результаты ГИА и ЕГЭ, достижения высокого уровня (олимпиады), школьное благополучие (насколько участники учебного процесса довольны образованием в школе или регионе). Четвертый фактор — академическая резильентность: это способность школ, которые находятся не в лучших социально-экономических условиях, тем не менее демонстрировать хорошие образовательные результаты».
Авторы исследования выяснили, что в данном случае значимое влияние на результаты оказывает не «цифра», а организационная культура, то, как учителя работают с учениками, как директор взаимодействует с учителем, квалификация педагогов, количество учителей высшей категории, вариативность в образовательной программе (профилизации, внеурочная деятельность).
«На основе нашего исследования можно сделать практические рекомендации для корректировки образовательной политики на территории региона. Данное исследование будет интересно в первую очередь органам управления образованием и бизнесу, который сможет предлагать властям региона поддержку в решении конкретных проблем».
Опытом работы в системе поддержки педагогов и оказанием помощи в решении учебных задач поделились представители ведущих организаций в сфере образовательных технологий.
«К сожалению, общество и государство не дали инструмент учителю для управления разнообразием, которое реально есть в стране и классе. Все инструменты учителя сегодня линейные, а сам учитель должен провести ученика от начала и до конца по программе, и при этом никого не упустить, что невозможно. При этом дети выходят из школы и попадают в другую среду, в том числе цифровую, которая видит их разными, с разными возможностями и потребностями и дает выбор. На наш взгляд, цифровая платформа — это в первую очередь инструмент персонализации в образовании».
«Сегодня очень важно уделять внимание и молодым педагогам. Педвузы должны стать стратегическим объектом внимания государства и заниматься учителями, которые неравнодушно относятся к занятиям с детьми».
«Мы запустились в августе и за этот год столкнулись с 16 000 школ. Большое достижение — управление на основе данных: учитель может увидеть, сколько времени ребенок в начальной школе тратит на выполнение домашнего задания».
К интересу участников, схожие проблемы существуют и в зарубежных школах. Об этом рассказал директор Brookes Education Group Дэвид Роуз:
«В большинстве стран есть проблема сильного контроля со стороны государства и недостаточное уважение к тем, кто учится. Мы знаем, что технологии все активнее проникают в обучение. Но самое главное — способные учителя и их мотивация».