Российские школьники показали высокий уровень финансовых знаний
Россия переместилась с 10-го места на 4-е по уровню финансовых знаний среди школьников.Министерство образования и науки РФ поделилось результатами международного исследования по финансовой грамотности 15-летних школьников, которое проводила Организация экономического сотрудничества и развития. В исследовании PISA (Programme for International Student Assessment — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) участвовали 48 тысяч подростков из 15 стран, из них 6036 – в России, в 210 образовательных учреждениях из 42 субъектов РФ. После обработки результатов выяснилось, что Россия переместилась с 10-го места (2012–2015 годы) на 4-е по уровню финансовых знаний среди школьников. Впереди России оказались Китай, Бельгия и Канада.
Координатор проекта финансовой грамотности в России Анна Зеленцова отметила, что, несмотря на четвертое место в рейтинге, наши школьники слабее своих зарубежных сверстников отвечали на вопросы об электронном мошенничестве и цифровой безопасности.
По данным специалистов Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, прирост результатов по финансовой грамотности оказался выше, чем по математической и читательской. Одной из причин такого роста знаний можно считать введение в образовательных учреждениях страны специальных уроков.
Напомним, в 2015–2016 годах модуль «Основы финансовой грамотности» включили в обязательный урок по «Обществознанию» для основной (8-й класс) и средней школы (10–11-й классы).
С 1 сентября 2016 года факультативные курсы по финансовой грамотности запустили в Республике Татарстан, Ставропольском и Алтайском краях, Волгоградской, Томской, Саратовской и Калининградской областях в рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного между Министерством образования и науки РФ и Банком России. Уже к концу учебного года 2016–2017 проект по повышению финансовой грамотности опробовали в 72 российских регионах.
«Финансовая грамотность будет встроена во все образовательные стандарты всех уровней», — заявила год назад глава Министерства образования и науки РФ Ольга Васильева. И вот уже в апреле 2017 года министр и глава Центробанка Эльвира Набиуллина подписали план мероприятий, согласно которому в новом учебном году 2017–2018 будут разработаны предложения по преподаванию основ финансовой грамотности в детских садах.
Чтобы удовлетворить потребности школ в количестве учителей, в федеральных и региональных методических центрах до конца 2017 года пройдут обучение свыше 15 тысяч преподавателей, которые в дальнейшем будут вести занятия по предмету. Пройти курс и получить сертификат сможет учитель любой квалификации.
Как видно, профильное министерство озабочено состоянием финансовой грамотности учащихся. В ближайшее время ее преподавание в виде специальных модулей, факультативов или обязательного предмета будет проводиться на всех образовательных уровнях: от детских садов до старших классов школы.
«Разговор о финансовой грамотности должен идти не только в начальной, но и основной и старшей школе. Очень часто мы наблюдаем, как ребенок просит родителей купить ему в магазине игрушку, не понимая, что она очень дорогая для этой семьи. Для того чтобы он понимал, в какой финансовой ситуации находится семья, желательно не только в школе, но и дома говорить об этом», — считает Ольга Муравина, один из авторов учебно-методического комплекса «Математика 1–4-й классы», куда входят задачи по финансовой грамотности для начальной школы.
Надо понимать, что перед учителем не стоит цель вырастить из ученика банковского работника или инвестиционного аналитика. Финансовая грамотность, преподаваемая в школе, — это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов. Они позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.
Главная задача — вырастить разумного взрослого. А на сегодняшний день основная масса россиян показывает вопиющую неграмотность в элементарных финансовых вопросах.