PISA-2018: Россия попала в список успешных стран
ФИОКО огласил итоги международного исследования качества образования PISA, в котором приняли участие 7 тыс. школьников России в 2018 году. Что выявили результаты? У детей снизились показатели читательской грамотности, ухудшились баллы по естественно-научным дисциплинам и математике.
И все же, комиссия по оцениванию результатов определила Россию в список лучших по итогам исследования. Мы заняли 18-е место из 79-ти. Нас отметили как страну, в которой появилась положительная динамика — как минимум в двух образовательных направлениях. А московские ученики стали успешнее сразу в трех — вопреки мнению зарубежных специалистов, которые утверждали несколькими годами ранее, что улучшение показателей в России вряд ли возможно.
Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.
Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии.
Среди лидеров 2018 года — Китай и Сингапур. Они лучше всех по читательской, естественно-научной и математической грамотности.
В России же показатели ухудшились:
- читательская грамотность — 479, а в 2015 году — 495;
- математическая грамотность — 488, а в 2015-м — 494;
- естественно-научная — 478, в 2015-м — 487.
За несколько лет наша страна в списке читательской грамотности сдала позиции, передвинувшись с 26-го пункта на 31-й. По математической грамотности — с 23-го на 30-й, отстав от лидеров: Китая, Макао, Гонконга, Сингапура, Тайваня и Японии. По естественно-научным дисциплинам тенденция та же: с 32-й строчки мы перешли на 33-ю. Ну а пальму первенства в этой области удерживают страны Юго-Восточной Азии и Эстония.
Руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, специальный советник Генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования и глава PISA Андреас Шляйхер недавно высказал мнение по поводу образовательных результатов российских школьников:
«Есть реальный прогресс, выпускники стали значительно лучше решать сложные задачи, которые им предлагаются после тестовой части ЕГЭ».
А вот завкафедрой физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования ТюмГУ Татьяна Мамонтова считает снижение показателей математической грамотности вполне логичным явлением:
«Необходимо пересмотреть саму систему математической подготовки российских школьников. На первое место должно выйти продвижение математического знания, олимпиадного движения, дополнительных предметных курсов, конкурсов математических работ».
Отдельным блоком в 2018 году проводилось исследование PISA среди московских школьников. Ребята из 151 школы показали более хорошие результаты, чем в 2015 году, по трем направлениям:
- читательская грамотность — 534, а в 2015 году — 519;
- математическая грамотность — 534, а в 2015-м — 531.
Работать с информацией лучше московских школьников умеют только дети из Сингапура и Китая — Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун стали лидерами в этом направлении.
Новость подготовлена по материалам газеты «Коммерсантъ» и нашей статьи.