"Реализация нового ФГОС ООО средствами современного учебника "Обществознание. 5 класс""
"Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года (далее ФГОС) — принципиально новый нормативный документ, опирающийся на передовые достижения отечественной педагогики и психологии и во многом опережающий реальные возможности современной школы как крайне консервативного социального института. Появление этого документа означает, что школе предстоит реальная качественная перестройка всей образовательной деятельности. Хорошо ли это – вопрос глубоко дискуссионный. В нашем контексте можно лишь указать на то, что для истории компетентностный подход менее органичен, чем для обществознания."Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года (далее ФГОС) — принципиально новый нормативный документ, опирающийся на передовые достижения отечественной педагогики и психологии и во многом опережающий реальные возможности современной школы как крайне консервативного социального института. Появление этого документа означает, что школе предстоит реальная качественная перестройка всей образовательной деятельности. Хорошо ли это – вопрос глубоко дискуссионный. В нашем контексте можно лишь указать на то, что для истории компетентностный подход менее органичен, чем для обществознания. С точки зрения нового ФГОС главными требованиями к предметным результатам обучения обществознанию являются: формирование приверженности конституционным ценностям, понимание принципов жизни общества, приобретение знаний и опыта для решения жизненных задач, умение реализовывать социальные роли, освоение приемов работы с социальной информацией, развитие социального кругозора. [4. 11-12] Возникает вопрос, на каком учебном материале проводить обучение? На любом? Может показаться, что содержание предмета новыми нормативами упрощается, однако это не совсем так. Для того чтобы разъяснить этот вопрос, необходимо обратиться к другому документу – Фундаментальному ядру содержания образования. Представленные в нем основные единицы знаний в целом совпадают с уже устоявшимися, однако, сразу бросаются в глаза новые целевые акценты и структура материала. Главной целью курса провозглашена «подготовка подростка к жизни в обществе» и «активное вовлечение учащихся в общественную жизнь» [6.23], характерен отход от построения курса в соответствии со сферами общественной жизни или основами соответствующих социальных наук. В основе структуры учебного обществоведческого материала лежит принцип от близкого к далекому: от самопознания личности к семье, далее к ближайшему социальному окружению, затем к общественной жизни России и мира. Понятно, что ученик при таком подходе не должен зубрить определений и классификаций, а должен играть, дебатировать, проходить тренинги, осуществлять проекты и т. д. Все это полезно и интересно как для ученика, так и для творческого учителя, однако есть еще итоговая аттестация, в ходе которой проверяют формальные знания и умения обучающихся и которая влияет на аттестационные показатели педагога и образовательного учреждения. Как быть? В первой главе ФГОС сказано, что документ предназначен, в том числе, для разработчиков новых КИМов, однако эти КИМы еще не разработаны, а по ФГОС уже учатся 5 классы около четверти школ РФ. Какие же новые задачи ставят все эти изменения перед современным учителем и как ему в решении этих задач может и должен помочь учебник? Какова роль школьного учебника в современном информационном обществе? Несмотря на глобальные изменения общественного развития учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Мы будем исходить из того, что роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значительно возросла, хотя и принципиально изменилась. Учебник уже не является главным источником информации, но он должен стать навигатором в мощном и противоречивом информационном пространстве, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Кроме того, учебник должен максимально помогать учителю в реализации многочисленных задач современного образования. Для выполнения всех этих функций он должен значительно измениться. Во-первых, реализуя принципы личностноориентированного обучения, построение содержания учебного материала должно идти не от внешних по отношению к школьнику параметров, а из его внутренних потребностей. Авторами пропедевтического учебника «Обществознание. Введение в обществознание» для 5 класса ИЦ «Вентана-Граф» в качестве основной сюжетной линии был выбран один день из жизни пятиклассника. Каждый параграф – это фрагмент дня, заполненный исполнением типичных социальных ролей и характерными для младшего подростка видами деятельности. Через такое построение курса ученик осознает, что «обществознание» окружает его буквально на каждом шагу, а знание этого предмета действительно поможет в решении жизненных задач [3].Для эффективной реализации компетентностного подхода в обучении сегодня необходимо не только наполнить учебник различного рода заданиями, но и выстроить их так, чтобы организовать поэтапное формирование компетенций. В рассматриваемом учебнике все задания представлены в рубриках, соответствующих основным социальным компетенциям: «Мой социальный опыт», «Познаю себя», «Работаю в команде», «Обобщаю знания», «Работаю с информацией», «Моя творческая мастерская». В каждой рубрике представлены задания и темы, реализующие основные требования к результатам обучения: личностные (Л), предметные (П) и метапредметные (М). Их примеры представлены в таблице.
Рубрика | Резуль тат | Сущность требования | Пример задания | Пример темы |
Познаю себя | Л6 | Развитие морального сознания | Рубрика «Что Соня делала неправильно?» | С. 102. Конфликты братьев и сестер |
Л2 | Ценностное ответственное отношение к труду и учению | С. 115. В чем состоят ваши домашние обязанности? Почему вы их выполняете? | С. 110. Домашний труд подростка и его значение | |
П2 | Использование знаний и опыта для определения собственной активной позиции, для решения жизненных задач | С. 109. Какие из семейных традиций, описанных в параграфе, вы хотели бы перенять? | С. 119. Что мы покупаем? | |
П3 | Доброжелательное отношение к людям, толерантность, готовность к диалогу | Можем ли мы сказать, что «совы» лучше «Жаворонков» или наоборот? | С. 38. Люди с ограниченными возможностями здоровья | |
Мой социальный опыт | Л5 | Освоение социальных норм и ролей | С. 26. Представьте, что вам необходимо узнать дорогу до какого-то места. К кому и как следует обратиться? | §16 Роли в семье |
Л10 | Ценностное отношение к семье | С. 88. Работа со стихотворением М. Лангера «Семья – это труд» | С. 87. Роль семьи в жизни человека. С. 89. Роль семьи в жизни общества | |
П4 | Развитие правосознания, формирование нравственного поведения
| С. 22. Какие из перечисленных правил (поведения на улице) вы уже знали, а какие оказались для вас новыми? Какие из них вы соблюдаете, а какие нет? Почему? | С. 127. Требования к выгулу домашних животных | |
Моя творчес кая мастерская | Л11 | Формирование эстетического сознания | С. 83. Напишите два варианта плана вашего культурного досуга на ближайшие выходные | С. 78. Что такое искусство? |
П6 | Расширение кругозора и интереса к социально-гуманитарному знанию | С. 43. Узнайте, как у вас в школе проходит «Неделя истории и обществознания»? | С. 3. Что такое обществознание? | |
М2 | Планирование путей достижения целей, в том числе альтернативных | С. 36. Придумайте сценарий радиопередачи на 1 перемену С. 122. Составьте «Памятку хорошего покупателя» | С. 5. Как работать с учебником? С. 15. Как собираться в школу? |