Преподавание искусства должно быть непрерывным
12 августа прошел съезд представителей Ассоциации учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Преподавание искусства должно быть непрерывным — к такому выводу пришли участники съезда.В центре внимания — обсуждение концепции
Главная цель, которую ставили перед собой организаторы — объединение учителей предметной области «Искусство» для профессионального общения и обмена опытом, а также обсуждение проекта Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации.
Документ Концепции разработан при участии Института художественного образования и культурологии Российской академии образования и отражает такие важные положения, как:
- значение искусства в современном образовании
- проблемы преподавания предметной области «Искусство» в школе
- задачи и основные направления их реализации
Например, ключевыми задачами на ступенях дошкольного и начального общего образования авторы концепции считают полихудожественный подход к обучению и воспитанию и формирование интереса к искусству, развитие воображения, творческого потенциала.
Учащимся 5-9 классов необходимо предложить широкий спектр программ художественно-творческого развития в разных видах искусства с применением ИКТ.
Старшеклассникам — обязательный предмет «Мировая художественная культура» как структурно-образующий раздел образовательной области «Искусство».
В концепции подчеркивается важность непрерывного преподавания искусства на всех ступенях образования.
Этой теме был посвящен доклад Галины Даниловой, автора УМК «Искусство» для 5-9 классов и 10-11 классов.
Искусство, доступное для всех
Галина Данилова так объясняет необходимость этого курса: «Традиционно в 1-7 классах изучаются «Музыка» и «Изобразительное искусство», в 8-9 классах учащимся предлагается по выбору интегрированный курс «Искусство», а в 10-11 классах — также по выбору «Мировая художественная культура». Но на практике в некоторых школах изучение музыки и ИЗО осуществляется только в 1-7 классах. А в отдельных случаях оно заканчивается на уровне начальной школы, так как в основной нет специалистов для преподавания этих учебных дисциплин. В большинстве школ МХК, став предметом по выбору, был заменён другими предметами и вовсе исчез из расписания. Таким образом, значительное время пребывания учащихся в школе оказывается не связанным с их приобщением к искусству и творческой деятельности. Взамен для основной и старшей ступеней мы предлагаем интегративный курс «Искусство», состоящий из трёх разделов:
- Первый (5-7 классы) — представлен образовательными модулями или спецкурсами, которые вправе выбрать сам учитель. В зависимости от наличия часов в школьном расписании он может начинать изучение курса с любого из этих классов.
- Второй (8-9 классы) — призван обеспечить преемственность и непрерывность художественного образования. Являясь логическим продолжением начатого курса, он решает важнейшие задачи понимания и осмысления основных законов развития искусства. Этот интегративный курс предлагается рассматривать, с одной стороны, как завершающий этап художественного образования учащихся основной школы, а с другой, - как некий пропедевтический курс, готовящий школьников к изучению предмета «Мировая художественная культура» в старшей школе.
- Третий (10-11 классы) — призван поднять старших школьников на новый уровень мировоззренческого осмысления художественной картины мира, дать им новый импульс для творчества и самоопределения.
Проверено на практике
С большим интересом участниками съезда было воспринято выступление Ирины Шаталовой, методиста кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
По ее мнению, УМК «Музыка» (В.В. Алеев, Т.Н. Кичак) и УМК «Искусство. Музыка» (Т.И. Науменко, В.В. Алеев), рассчитанные на уроки музыки в начальной и основной школе, методически и дидактически соответствуют государственному и общественно-профессиональному заказу. Суть этого заказа — в достижении каждым обучающимся максимальных предметных и метапредметных результатов в рамках интеграции урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Данные УМК прошли успешную апробацию на протяжении 7 лет в СОШ №8 г. Новокузнецка. По итогам апробации Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования подготовил цикл областных методических семинаров, организовал серию открытых уроков и мастер-классов для учителей музыки. По предложению объединенной издательской группы «Дрофа» — «Вентана-Граф» Институт совместно с педагогами-практиками Кузбасса разрабатывает методическое пособие по программе учебного курса «Музыка» для начальной школы.
Цифровые технологии: учение с увлечением
Как сделать уроки по предметной области «Искусство» современными, интересными, увлекательными для школьников? На этот непростой вопрос Светлана Труфанова, ведущий методист по музыке и изобразительному искусству ОИГ «Дрофа» — «Вентана-Граф», уверенно отвечает: педагогам надо активнее использовать электронные формы учебников (ЭФУ).
По ее мнению, цифровые технологии открывают новые преимущества, которых не было раньше:
- облегчают понимания изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.
- разными способами представляют материал для лучшего усвоения: инфографика, мультимедиа, тестовые задания, система поиска и т.д.
- значительно экономят время при подготовке к уроку учителем, освобождая от громоздких действий, что позволяет сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше заданий
- выполняют роль терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
- дают возможность самопроверки на всех этапах работы
Кроме того, ЭФУ помогает в проектировании современного урока музыки, предлагая ученикам и педагогу на разных этапах урока взаимодействие с разными объектами, считает Светлана Труфанова.
Например, на этапе мотивации, постановки проблемы и включения в учебную деятельность это взаимодействие может иметь вид:
- видеофильмов
- анимации
- загадкок
- ребусов
- формулирования ключевого вопроса при работе с музыкальным материалом раздела
На этапе рефлексии и контроля:
- кроссвордов
- музыкальных викторин
- тестовых заданий
«Таким образом, электронная форма учебника — это обучение для каждого, в любом месте, в любое время, мотивирующее на учение, захватывающее, эффективное, развивающее, комфортное», — констатирует Светлана Труфанова.
Становление Ассоциации
По мнению Светланы Труфановой, особое значение съезда заключается в обсуждении актуальных проблем преподавания предметной области «Искусство» и поиске оптимальных путей их решения.
«Сейчас в повестке дня стоят три ключевые проблемы. Во-первых, кадры: уроки по этим предметам ведут неспециалисты, совместители, часто не имеющие отношения к музыке, изобразительному искусству. В связи с этим ставится задача повысить профессиональную компетентность преподавателей.
Во-вторых, оборудование: в ФГОС прописаны требования к условиям реализации, а необходимой базы нет. Нужны отдельные кабинеты, современные, а не допотопные, как это часто бывает, музыкальные инструменты, интерактивные доски, позволяющие использовать электронные формы учебников.
В-третьих, отношение к этим предметам как к второстепенным.
Если мы обратимся к зарубежному опыту, то увидим, что около 30% учебного времени в японских школах отводится на предметы искусства. Аналогичная тенденция прослеживается в США, Канаде, поскольку научными исследованиями доказано, что успеваемость школьников по другим дисциплинам, включая математику, повышается именно благодаря углубленному изучению этой предметной области».
Важным событием съезда Светлана Труфанова считает становление Ассоциации учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры.
Во время съезда на каждой секции были выбраны члены инициативной группы ассоциации, определены направления ее деятельности. Главная задача новой организации — консолидировать усилия учителей по разработке инновационных методик и подходов в преподавании предметов, повышению профессионального уровня, распространению интересного опыта, различных форм внеурочной деятельности.
Важно отметить и тот факт, что на съезде было принято решение (и оно записано в резолюции) об участии членов Ассоциации в общественной экспертизе учебников, претендующих на включение в Федеральный перечень. Кроме того, представителям новой структуры будет поручена экспертиза электронных ресурсов в Интернете по предметной области «Искусство» с целью ориентации педагогов в большом массиве информации.
Концепция: новые идеи и предложения
По мнению Галины Даниловой, значение съезда в том, чтобы сохранить предметную область «Искусство» в школе. Большую роль в этом призвана сыграть Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации, авторы которой выступили с рядом кардинальных предложений, в том числе о введении ЕГЭ по МХК. Как отмечается в проекте документа, данное нововведение «повысит статус этого предмета в обществе, будет содействовать повышению общей культуры обучающихся, поддержит школьников, стремящихся продолжить художественное образование».
Также участниками съезда была поддержана идея авторов Концепции о введении в 8-9 классах курса отечественной (российской) художественной культуры, предваряющей курс МХК в старших классах.
«Но если все эти предложения могут быть осуществлены в перспективе, то возвращение МХК в школьное расписание в качестве обязательного предмета — вопрос практически решенный, — говорит Галина Данилова. — Об этом сообщила директор Института художественного образования и культурологии РАО Екатерина Михайловна Акишина, и эта новость очень порадовала меня и моих коллег».
Обсуждение проекта Концепции продолжится после съезда, а Ассоциация учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры готова приступить к активной деятельности в сентябре, в начале нового учебного года.