Подготовка к ГИА: потенциал УМК по обществознанию
14 апреля 2016 года Ольга Соболева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознания РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), представила на Дне учителя истории и обществознания линию учебников «Обществознание» под редакцией Г. А. Бордовского.14 апреля 2016 года Ольга Соболева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознания РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), представляя на Дне учителя истории и обществознания линию учебников «Обществознание» под редакцией Г. А. Бордовского, отметила, что УМК ориентирован на деятельностный подход в образовании.
Учебные пособия были апробированы докладчиком в обычной школе на нескольких выпусках. Педагогов и учеников привлекает линейно-модульное построение материала, соответствие блоков кодификатору ЕГЭ. Эта структура логична, и темы легко усваиваются детьми.
Основа подхода заключается в том, что УМК не нацелены непосредственно на подготовку к ГИА, это не пресловутое «натаскивание», которое отвращает детей от подлинного образования. Зато учебные пособия отражают нормативное содержание курса, обеспечивают освоение всех необходимых умений, задают вектор подготовки. Секрет заключается в структуре учебника: как отобран и построен учебный материал, на что нацелены задания, которые постепенно усложняются, как сформулированы тесты для самопроверки, памятки...
Составляя учебники, авторы ориентировались на запросы педагогов. В частности, предусмотрели повторение давно пройденного при освоении новых тем, включили эффективные задания для самоконтроля. Кроме того, система упражнений стимулирует наращивание универсальных умений ребенка, предусмотренных ФГОС. Участники могли увидеть на конкретных примерах, как идет усложнение работы с объектами – текстом, схемами, таблицами. Ведущая рассказала, опираясь на практику, что у детей вызывает наибольшие трудности, в чем заключаются типичные ошибки, на что обращать внимание, чтобы их искоренить. Особый интерес у педагогов вызвали конкретные рекомендации по подготовке школьников к отдельным заданиям, например, написанию эссе.