Перспективы филологического образования. Итоги конференции «Новые учебники – новые возможности: практика применения УМК по русскому языку и литературе в современном образовательном процессе»
14 июня корпорация «Российский учебник» совместно с частной православной школой «Рождество» (п. Рождество Московской области) провели региональную филологическую конференцию «Новые учебники — новые возможности: практика применения УМК по русскому языку и литературе в современном образовательном процессе».На конференции были подведены итоги апробации УМК по литературе, в которой в 2017–2018 учебном году принимали участие УМК «Литература» (5–9), авторы Архангельский А.Н., Смирнова Т.Ю; УМК «Литература» (10–11), авторы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.; УМК «Литература» (10–11), Михальская А.К., Зайцева О.Н.
Это был одновременно и своеобразный отчет о проделанной работе, и откровенный разговор о перспективах развития филологического образования, проблемах, с которыми сталкиваются авторы УМК, о маршрутах взаимодействия издателей и учителей. Отрадно отметить, что апробация была более чем успешной. Более 40 регионов России приняли участие в этом проекте, и абсолютное большинство учителей—апробаторов хорошо высказались о современных УМК по литературе, отметив сильные стороны каждой линии, а также высказали пожелания и качественные замечания.
Многим участникам конференции (134 педагога Москвы и Подмосковья) представилась уникальная возможность увидеть новые учебники, понять их актуальность, сравнить с тем учебным материалом, который есть на сегодняшний день в школах, встретиться с известными в педагогической среде авторами-филологами, пообщаться с коллегами.
С приветственным словом к собравшимся обратился духовник православной школы «Рождество» протоиерей Александр Елатомцев, директор школы Валерия Феликсовна Шварц, директор Центра филологического образования корпорации «Российский учебник» Елена Юрьевна Шмакова. С подробным анализом результатов апробации выступила Елена Викторовна Сайфетдинова, директор методического центра корпорации «Российский учебник».
Об особенностях современных УМК, о необходимости права выбора, о современном состоянии школьного литературного образования говорили авторы, знакомые со школой изнутри, являющиеся практиками с многолетним стажем. Это Елена Ленвладовна Ерохина, д.п.н., профессор, помощник проректора МПГУ, автор УМК и многочисленных пособий по литературе; Александр Николаевич Архангельский, к.ф.н., профессор факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ, писатель, телеведущий, литературовед, автор УМК. Татьяна Юрьевна Смирнова, директор частной православной школы «Образ», преподаватель литературы, автор УМК, представила свой взгляд на преподавание литературы через мастер-класс. В такой же форме были представлены и своеобразные отчеты региональных апробаторов: Веры Александровны Северовой (г. Смоленск), Юлии Юрьевны Тамашковой (п. Шаховская), Анастасии Александровны Салтыковой (г. Белоомут). С актуальной для современного учителя темой «Сетевые образовательные сервисы „лента времени“ как один из методических приемов изучения биографических произведений» выступила на своем мастер—классе Марина Геннадьевна Низенькова, методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник».
Итогом конференции явилась резолюция, которая еще раз подтвердила главную мысль всех выступающих: новые учебники должны быть, должно быть разнообразие учебников и учебных пособий для того, чтобы — не на словах, а на деле — учитель вместе с учеником мог выбрать индивидуальный маршрут развития при разных стартовых возможностях — развитие, которое приведет к качественному результату. Это и формирование читательской компетенции, и формирование личности читающей, личности думающей, размышляющей, творческой.
Корпорация «Российский учебник» выражает благодарность за плодотворное многолетнее сотрудничество руководству частной православной школы «Рождество» — духовнику Александру Борисовичу Елатомцеву, директору школы Валерии Феликсовне Шварц, заместителю директора Галине Юрьевне Старчиковой.