Олег Федоров: «Современный ребенок — ребенок прагматичный»
Интервью с кандидатом исторических наук, одним из авторов УМК по всеобщей истории (система «Алгоритм успеха»), автором пособия по финансовой грамотности Олегом Дмитриевичем Федоровым.Интервью с кандидатом исторических наук, одним из авторов УМК по всеобщей истории (система «Алгоритм успеха»), автором пособия по финансовой грамотности Олегом Дмитриевичем Федоровым.
Смотреть интервью с Олегом Федоровым
— Основы финансовой грамотности традиционно освещались в учебниках обществознания. Почему этого недостаточно?
— Интересный вопрос, который сейчас задают многие учителя. Курс обществознания, особенно если он изучается на профильном уровне, если выделены в отдельные предметы такие курсы, как «Экономика» и «Право», содержит достаточно подробное описание экономических механизмов, функционирования экономической системы государства, этот блок там достаточно сильный. На мой взгляд, есть одна сложность, которая заключается в излишней академичности содержания. Когда мы говорим о курсе экономики для старшей школы или о курсе обществознания для основной школы, то те знания, которые там даются, являются фундаментальными, научными: представление о типах экономических систем, о рыночной экономике как одном из этих типов, о банках и банковской сфере, но практико-ориентированного знания там нет. Хорошие учителя, которых в нашей стране много, безусловно, работают с практическим материалом, создают с детьми бизнес-планы и т.д. Но когда дети становятся старше, и на горизонте появляются ОГЭ и ЕГЭ, для учителя становятся важнее теоретические знания, которые потом проверят на итоговой аттестации, поэтому создание практико-ориентированного курса финансовой грамотности отвечает на этот вызов современности.
Не стоит забывать и то, что современный ребенок, по мнению многих специалистов, — ребенок прагматичный. Чем старше он становится, тем сильнее его запрос на конкретное знание. Ему интереснее, например, механизм выбора и получения кредита или алгоритм создания собственного бизнеса, чем теоретические рассуждения о том, какие формы предпринимательской деятельности закрепляет гражданский кодекс. Безусловно, без фундаментального научного знания практико-ориентированное обучение невозможно. Первый, теоретический, шаг мы делаем на уроках обществознания, а на второй у нас уже не хватает времени в учебном плане и других ресурсов. Основы финансовой грамотности, с одной стороны, должны обеспечить такой практико-ориентированный подход в образовании, а с другой — дополнить ту картину обществоведения, которая складывается в головах школьников.
Перейти в каталог учебной продукции по обществознанию
— Одно из последних исследований PISA включало большой блок по финансовой грамотности. Выяснилось, что этим видом грамотности во всех странах-участниках владеет не более 10% школьников.
— Безусловно, это крайне низкий процент. Но мне кажется, что вопрос также лежит в определении понятия «грамотность», ведь его наполнение тоже со временем меняется. Мой дедушка, который стал владельцем автомобиля в 70-е годы, досконально знал, как машина устроена и функционирует, сам мог устранить любую неисправность. Я не могу похвастаться столь глубокими познаниями, да и большинство наших современников обращаются в сервис для ремонта. Так кто более грамотный?
Мир меняется, потоки информации увеличиваются. Но если применительно к автомобилю можно сказать, что проще отдать его специалисту, который наверняка сделает все правильно, то участниками рыночных, финансовых отношений мы все становимся изо дня в день. Вопрос о том, как оценить уровень финансовой грамотности, мне кажется, лежит в плоскости жизненного опыта и самооценки. Да, мы даем тесты, которые позволяют оценить уровень этой грамотности, но в жизни эти цифры могут отличаться от тех, которые были представлены в PISA. К тому же в PISA такое исследование появилось сравнительно недавно.
Мы живем в стране, которая имеет прекрасную традицию фундаментального среднего образования, направленного на развитие кругозора, обширных и глубоких знаний во всех областях. Когда мы говорим о модернизации предметного обучения в отечественной школе, мы обходим вопрос о переподготовке и дополнительном образовании для учителей. С одной стороны, педагог — это по определению тот человек, который учится на протяжении всей жизни. Но меняются концепции и подходы, и наука, и жизнь не стоят на месте, поэтому очень важно создавать условия для повышения квалификации. Другой вопрос, как это делать? Все большее значение в рамках непрерывного постдипломного образования получает неформальное и информальное образование. «Ни одно изменение в системе образования не проходит, минуя голову учителя», — говорил В. О. Ключевский около 150 лет назад.
Перейти в каталог учебной продукции по Всеобщей истории
— Чем может помочь учителю ваше пособие?
— Когда мы его создавали, специально для учителей был разработан методический аппарат, который позволил бы организовывать активную познавательную деятельность учеников. Безусловно, учитель может что-то не знать из мира финансов и экономики. Тем более, преподавать основы финансовой грамотности, как предполагается, будут учителя истории и обществознания, которые заканчивали вузы много лет назад. С учетом этих реалий в пособие включен своего рода навигатор по финансовому рынку. По нашему убеждению, современные учебники и должны быть такими навигаторами по всему многообразию ресурсов в электронном мире.
В чем заключается отличие информационной деятельности современных школьников и тех, кто учился около 30 лет назад? Нам, старшему поколению, были актуальны методы поиска информации в традиционных библиотеках, в то время как на нынешнего ученика уже изначально обрушиваются информационные потоки. Ему важнее не столько поиск, сколько умение отличить нужное от «белого шума». Пособие по финансовой грамотности дает необходимые для этого инструменты: критическое мышление, навигацию по авторитетным источникам мира финансов и экономики. У нас существует система практикумов, которые нацелены на изучение сайтов ЦБ, Министерства финансов, крупных банков нашей страны, пенсионных фондов. Любое жизненное решение, в частности экономическое, принимается на основе информации. Чем обширнее и качественнее имеющаяся у человека информация, тем более качественные его решения.
Перейти в каталог учебной продукции по Истории России
— Как распределена информация по классам?
— Курс начинается с 8 класса в рамках уроков обществознания. Начинаем с самого простого. Двигатель учебной деятельности — интерес. В 8 классе, когда ребенок переживает сложный возраст, ищет ответы на личностные вопросы, очень важно, чтобы информация в учебнике была интересной, его основные темы — деньги, банки и кредиты. Мы начинаем с исторического экскурса, рассказываем, какие формы денег существовали в разные эпохи, а какие используются сейчас, говорим о валютах, различных профессиях в мире денег. Последнее — еще одна особенность нашего УМК, в нем представлена рубрика-навигатор «В мире экономических профессий». Например, в 8 классе рассказывается о такой профессии, как чеканщик денег. Эта профессия не на слуху, далеко не все догадываются, что есть такие специалисты. Удивление, которое испытывает ученик при знакомстве с таким текстом, повышает его интерес к занятиям.
В 9 классе мы говорим о том, как создать собственный бизнес и как обеспечить свою старость. Я думаю, что для 9 класса тема бизнеса весьма актуальна, так как дети как раз начинают размышлять о том, кем они будут. Поступать ли в 10 класс? Если поступать, то какой профиль выбрать? Продолжить ли свою образовательную траекторию в среднем специальном учебном заведении? Одним из направлений этой траектории может стать создание собственного бизнеса. Другая тема, обеспеченная старость, кажется подростку крайне отдаленной. Во главу угла мы поставили не конкретные механизмы, которые существуют для того, чтобы создать пенсионные накопления. На первом месте — подход, которые формирует ценности определенного рода. Например, ценность здорового образа жизни как инвестиции в собственную старость. Чем раньше мы задумаемся о состоянии своего здоровья, тем меньше экономических издержек придется иметь в пенсионном возрасте. Следующий аспект — диверсификация доходов, создание продуктов интеллектуальной собственности, получение патентов, авторских прав, гонораров и роялти с художественных или научных произведений. Человеческой деятельностью движут ценности и идеалы. Если мы в 9 классе сформируем ценностное отношение к понятию благополучия (личного, семейного), то потом, когда настанет время делать экономический выбор той или иной траектории собственной старости, этот выбор будет более осознанным и правильным. Сейчас сложно сказать, что будет с пенсионной системой через 5-10 лет, останется ли она в прежнем виде или изменится. Мы говорим и о том, какие пенсионные системы существуют в разных странах. Наша задача — научить детей обобщенным способам учебной деятельности, поэтому предлагаются такие задания, как сравнение пенсионных систем Швеции и Японии, поиск достоинств и недостатков каждой из них. Не стоит забывать, что часть наших девятиклассников в будущем будут работать в системе государственной власти и принимать решения. Чем шире будет их кругозор, и житейский, и профессиональный, тем правильнее будут их решения.
Перейти в каталог учебной продукции по Праву
— Стандарт начальной школы предполагает, что родители должны участвовать в образовании своих детей. А родители ваших учеников могут тоже участвовать?
— Современный мир устроен так, что родители и дети все меньше времени проводят друг с другом и общаются. Причина этого — и темп жизни, и занятость, и многие другие важные факторы. Разрабатывая методический аппарат учебников, мы почти в каждой теме поместили практикум, который предполагается выполнить совместно с родителями. С одной стороны, это имеет воспитательное значение, родители и дети заняты совместной деятельностью: пусть и недолго, но они провели время, общаясь друг с другом. С другой стороны, помимо того, что мы воспитываем финансовую грамотность наших школьников, мы через детей можем воспитывать финансовую грамотность и их родителей.
Перейти в каталог учебной продукции по Экономике
— Какие интересные проекты учитель может давать по вашему пособию?
— Школа сейчас ориентирована на то, чтобы в полной мере реализовывать ФГОС. Его методологическая основа — системно-деятельностный подход. Проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, она представлена как конкретными темами в каждом из разделов нашего пособия, так и лейтмотивами для всего курса. Проекты самые разные: от исторических, связанных с историей денег и денежных знаков, до анализа рынка своего региона. Например, по теме «Страхование» в 10 классе мы предлагаем детям проект, направленный на изучение страховых компаний, которые есть в населенном пункте, где проживает ученик, и сравнение продуктов, которые они предлагают. Исходя из воспитательных моментов, мы ориентировались на добровольное медицинское страхование. Необязательно ходить по страховым компаниям, этот проект можно сделать, используя информацию официальных сайтов. В таких проектах мы видим одну из важных основ реализации программы по финансовой грамотности.
— Будет ли электронная форма вашего пособия?
— Мы надеемся, что да. Хотелось бы, чтобы был и сайт, который служил бы основой для деятельности учителя, где он мог бы почерпнуть необходимую информацию. Финансовая грамотность, как и социально-экономическая география — это еще и огромный объем статистического материала. Статистика постоянно обновляется, и учителю тяжело следить за этими обновлениями. Поэтому и хотелось бы разместить на сайте и статистический, и методический материал, разработки, которыми могли бы пользоваться педагоги. Пока все это в проекте, хотя программа по воспитанию финансовой грамотности реализуется в России уже с 2011 года. Надеемся, в скором времени этот проект начнет развиваться.
Беседовала Светлана Кириллова
Читайте также: