Новая концепция географического образования: обсуждаем перспективы
Конец августа 2016 года оказался очень богатым на события, связанные с обсуждением проекта Концепции географического образования в Российской Федерации. И в каждом из мероприятий активное участие приняли специалисты объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».
24 августа
V августовский форум педагогического актива РУДН
24 августа на базе Российского университета дружбы народов прошел V августовский форум педагогического актива РУДН «Миссия педагога в междисциплинарной образовательной среде: профессионализм и компетентность». В работе приняли участие более 1500 учителей по разным предметам. Состоялись выступления видных деятелей науки, педагогики и учебного книгоиздания.
Специалисты объединенной группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» провели мастер-классы. На секции географии был представлен новый продукт – бесплатное интерактивное приложение Атлас+ на платформе LECTA. «Этот проект направлен, прежде всего, на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, а именно на отработку картографических навыков и умений, – отмечает Ирина Леонидовна Солодова, методист по географии. – Приложение содержит как тесты, так и задания, имитирующие работу с контурными картами. Проект Атлас+ постоянно развивается, контент обновляется и пополняется».
25 августа
Конференция «Состояние и перспективы развития географического образования»
На следующий день – 25 августа – состоялась традиционная августовская конференция учителей географии Москвы «Состояние и перспективы развития географического образования». Педагогам школ столицы и преподавателям вузов предлагалось заранее ознакомиться с главной темой обсуждения – проектом Концепции развития географического образования в РФ.
Встреча прошла в штаб-квартире Русского географического общества. Доклады о современном этапе в развитии географии и географического образования сделали известные ученые и методисты. В их числе – авторы учебников и издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ»:
- Александр Иванович Алексеев, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова
- Ирина Ивановна Баринова, профессор МИОО
- Эльвира Васильевна Ким, старший преподаватель МИОО
26 августа
Всероссийский семинар «Модернизация современного географического образования»
26 августа в Российском университете дружбы народов прошел Всероссийский семинар «Модернизация современного географического образования». Мероприятие было организовано РУДН и журналом «География в школе» при поддержке Российской ассоциации учителей географии и при участии издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».
Гостями встречи стали педагоги Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Пермского края, Свердловской, Оренбургской, Волгоградской, Тульской, Белгородской областей и других регионов страны.
С приветственным словом к участникам семинара обратились главный редактор журнала «География в школе» Михаил Викторович Рыжаков и президент Российской ассоциации учителей географии Александр Александрович Лобжанидзе, которые подчеркнули, насколько важно привести содержание и методику обучения в соответствие с требованиям времени.
Прозвучали доклады на актуальные для педагогов темы, такие как преемственность в изучении предмета в школе и отражение в учебниках геополитических и социальных проблем современного общества. Главным же вопросом семинара стало обсуждение проекта Концепции географического образования.
Концепция географического образования – это то, что будет определять географическое образование в обозримом будущем
Как следует из проекта, Концепция «представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы, инструменты, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые от ее реализации результаты. Концепция коррелирует с разработанными ранее стратегическими документами – Историко-культурным стандартом, Концепциями развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан на 2016–2020 годы» и, наряду с ними, имеет целью совершенствование системы образования и просвещения в Российской Федерации, ее адаптацию к запросам современного общества».
«Концепция географического образования – это то, что будет определять географическое образование в обозримом будущем, – объясняет Вероника Николаевна Холина, одна из организаторов семинара «Модернизация современного географического образования», заведующая кафедрой региональной экономики и географии РУДН, автор линии УМК издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ». – Поэтому каждое слово в этом документе привлекало пристальное внимание участников обсуждения. Каждый из разделов концепции обсуждался в рабочих группах. Были подготовлены конкретные предложения, чтобы географическое образование стало важным для всех участников образовательного процесса, интересным для педагогов и учащихся, полезным в жизни. Очень хотелось бы, чтобы мнение профессионального сообщества было услышано теми, кто принимает решения».
Принять Концепцию планируется на cъезде учителей географии 2–4 ноября 2016 года. Съезд организуют Российское географическое общество и географический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Там же определится и срок, в течение которого издательства должны будут внести актуальные изменения в выпускаемые УМК по географии или создать новые – в соответствии с утвержденными на съезде требованиями к содержанию и методике обучения.
На сегодняшний день объединенная издательская группа «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» выпускает несколько линий учебников и пособий по географии для всех классов с учетом специфики образовательных организаций:
- классическая линия (5–9 классы)
- линия УМК под редакцией В. П. Дронова (5–9 классы)
- линия УМК под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева (5-9)
- линия УМК А. П. Кузнецова, Э. В. Ким (10–11 классы, базовый уровень)
- Роза ветров (5–9 классы)
- Роза ветров (10–11 классы, базовый уровень)
- линия УМК В. Н. Холиной (10–11 классы, углубленный уровень)
В состав линии, помимо учебников в печатной и электронной формах, входят рабочие программы, рабочие тетради, методические пособия для учителей и, конечно, атласы и контурные карты. Повысить картографическую компетенцию школьников помогают интерактивные наглядные пособия, доступные через приложение Атлас+.
Электронные формы учебников доступны на образовательной платформе LECTA. Методическая поддержку по ЭФУ можно получить, написав на metodist@drofa.ru, metod@vgf.ru.