Началась работа Всероссийского съезда учителей химии
16 февраля в учебном корпусе «Шуваловский» Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова состоялось торжественной открытие I Всероссийского съезда учителей химии.На церемонии присутствовали делегаты из 78 регионов России, а также Белоруссии, Украины, Казахстана, Азербайджана и Молдовы, всего около 700 участников – учителей, методистов, преподавателей, представителей Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, местных органов управления образованием и бизнес-сообщества – всех тех, кто искренне заинтересован в развитии отечественного естественно-научного образования.
Открывая торжественное заседание, ректор МГУ В. А. Садовничий отметил: «Московский государственный университет возродил традицию проведения съездов учителей. Прошедшие съезды учителей математики, информатики, физики, биологии, географии показали единство высшей и средней школы в понимании задач, стоящих перед российской системой образования и готовность к решению этих задач совместными усилиями. Я не сомневаюсь, что такое же единство продемонстрирует и наш съезд учителей химии». Ректор МГУ предложил считать съезд мероприятиям, завершающим Год химии, объявленный ЮНЕСКО.
«Российская школа, высшая и средняя, уже давно работают в условиях реформирования, – отметил докладчик. – Для высшего образования ключевым моментом стал переход на двухуровневую систему образования, которая для большинства означает сокращение срока обучения и влечет за собой снижение уровня подготовки». «В условиях современной экономики, которую не зря называют экономикой знаний, как раз качество знаний не должно ухудшаться, – заявил ректор. – Вызовы времени требуют подготовки квалифицированных специалистов мирового уровня, профессионалов высочайшего качества. К химии это относится точно так же, как и ко многим другим фундаментальным дисциплинам. Плохо подготовленные химики просто опасны для общества».
«Химия — сложнейшая экспериментальная наука, а точнее, комплекс связанных между собой химических дисциплин. Научить физической, органической, квантовой, биологической химии за 3-4 года бакалаврской программы, на мой взгляд, невозможно, – сказал он. – Это как раз тот случай, когда качество образования определяет все. Поэтому мы настаиваем, чтобы наша традиционная система химического образования, известная в стране и в мире сохранилась, несмотря на все Болонские преобразования».
«Московский университет третий год живет по федеральному закону, зафиксировавшему его особый статус. Он имеет право работать по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам и выдавать дипломы собственного образца, – сообщил В. А. Садовничий. – Мы воспользуемся этим правом, чтобы реализовать высокий потенциал университета и готовить высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям современного рынка труда».
«В этой преимущественно учительской аудитории хочу вспомнить слова Ломоносова о том, что «университет без гимназии – что пашня без семян». Несколько лет назад Московский государственный университет стал инициатором проведения олимпиад школьников, которые стали неотъемлемой частью российской системы образования. Крупнейшие из них – многопредметные олимпиады «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы». В прошлом году на химию в этих олимпиадах пришлось 3 и 8% участников. Я думаю, эти цифры могли бы быть больше. Особое внимание хочу обратить на международную менделеевскую олимпиаду школьников по химии. Это уникальное явление в интеллектуальном соревновании школьников, – считает В. А. Садовничий. – Удалось сохранить и приумножить традиции всесоюзной олимпиады именно по этому предмету. После распада СССР в ней стали принимать участие школьники из разных стран. Победителей зачисляют на первый курс любого химического профиля любого вуза без вступительных экзаменов. В целом, примерно четвертая часть первокурсников, зачисленных за последние годы в МГУ – это победители различных олимпиад. Они демонстрируют уровень знаний выше среднего по курсу и выше знаний тех, кто поступал в МГУ по традиционной схеме. Эти результаты подтверждают правильность такой стратегии в отборе абитуриентов ведущих вузов страны».
«Поскольку «семена для пашни» готовятся в школе, университет должен взаимодействовать со школой как можно более широко и активно. Уже осуществляется целый комплекс мероприятий, который мы называем программой «МГУ – школе», – сообщил он. – Это организация предметных олимпиад, проведение летних и зимних школ для повышения квалификации учителей, написание школьных учебников и пособий для поступающих в вузы. Все эти формы химический факультет успешно реализует. Одну инициативу я хотел бы отметить особо. Химическим факультетом совместно с научно-образовательным каналом центрального телевидения «Карусель» подготовлен цикл из 12 телевизионных лекций для учителей, школьников и абитуриентов».
«Говоря о взаимодействии университета со средней школой, нельзя не остановиться на школьных образовательных стандартах. К сожалению, здесь мало оснований для оптимизма. Новые школьные образовательные стандарты не отражают то положение химии, которое эта дисциплина должна занимать в подготовке школьников, – заявил докладчик. – Проблему недостатка времени, отведенного на ее изучение, школы пытаются решить за счет регионального компонента, введения различных элективных курсов, однако в итоге мы все равно получаем абитуриентов, которые не могут грамотно писать и считать на химическом языке. И в этом вина не школ, а того подхода к школьному образованию, который воплощается в новых школьных образовательных стандартах».
«Теперь о профильных школах. Дифференцированное образование в старших классах, безусловно, нужно, – считает В. А. Садовничий. – Но профильных школ должно быть относительно немного. Они должны отличаться от обычных общеобразовательных школ не вывеской, а сильным составом преподавателей и прекрасной материальной базой. Учебные планы профильных школ должны в обязательном порядке предусматривать и возможность перехода в случае необходимости от одного профиля к другому, и от профильных школ к обычным».
«Интеграция естественно-научных предметов – это очень важное направление развития школьного образования. У старшеклассников, конечно же, необходимо вырабатывать понимание того, что природа едина, но для продуктивной реализации этого тезиса надо разработать краткий обобщающий курс, а не ликвидировать отдельные дисциплины как самостоятельные школьные предметы. Казалось бы, можно отказаться от изучения физики, химии, биологи, заменить их естествознанием – ведь все основные открытия происходят на стыке наук. Однако у каждой фундаментальной дисциплины есть свои четкие, исторически сложившиеся цели, и вместе они формируют естественно-научное мировоззрение. Естествознание – хороший предмет для обобщения полученных знаний, но вопрос кадров для его преподавания на сегодняшний день не решен и, скорее всего, не может быть решен скоро. Чтобы на должном уровне обобщить естественно-научные дисциплины, каждый предмет – химию, математику, биологию, физику нужно знать достаточно глубоко», - заявил он.
«У нас много талантливых ребят, но нельзя не признать, что средний уровень знаний абитуриентов, поступающих на химический факультет, снижается. У этой тенденции несколько причин. Одна из них – отказ от проведения экспериментальных лабораторных работ. На сегодняшний день ситуация такова, что около 5000 школ из общего числа 66000 вообще не имеют кабинета химии, – констатировал ректор МГУ. – При этом новый образовательный стандарт предполагает индивидуальные проектные работы, для которых необходимы оборудованные кабинеты и штат тьюторов».
«Изучение данной науки важно не только для будущего специалиста-химика, оно необходимо для развития творческих способностей, тренировки памяти, формирования логики, развития умения выстраивать причинно-следственные связи, строить различные модели. Именно химия с ее многообразием химических реакций занимает среди естественных наук особое место в плане развития умственных способностей, – считает докладчик. – Человек в ходе своей профессиональной деятельности, может быть, никогда и не столкнется с химическими проблемами, однако такой сугубо утилитарный подход, на мой взгляд, здесь неуместен. Химия дает те знания, которые обеспечивают безопасность жизнедеятельности, не прощая даже малейших ошибок».
По мнению В. А. Садовничего, в какой-то мере изменения в химии как в науке должны быть показаны и в школьном курсе. Насколько школьная программа должна отражать достижения современной науки? Ответ здесь неочевиден. В любом случае, наука развивается, и развивается быстрее, чем меняется школьная программа. При этом в погоне за современностью можно утратить понимание основ науки.
«Все это есть вопросы возможного обновления содержания химического образования, которые оптимальным образом могут разрешаться только совместными усилиями ученых, преподавателей и вас, учителей, – обратился он к собравшимся. – Судя по проявленному интересу, у нашего сообщества есть потребность в таких встречах. Поэтому было бы правильно проводить съезды регулярно, в перерывах между ними работу по развитию химического образования в стране по координации усилий школьных и вузовских химиков могла бы вести предлагаемая нами и создаваемая на этом съезде общественная организация – Ассоциация учителей и преподавателей химии, которая объединила бы всю вашу корпорацию, ее школьное и вузовское крыло».
«В инновационном обществе, где экономика основана на знаниях, роль химии будет неизмеримо возрастать. Соответственно возрастает задача учителя, на плечи которого возлагается непростая задача. Университет осознает и разделяет эту ответственность со школой, – заявил докладчик. – Задача нашего съезда – как раз продвинуться в понимании того, как нам всем вместе успешно решать наши профессиональные задачи, как отвечать на вызовы времени, потребности государства и общества, как обнаружить талант, дать ему раскрыться, готовить творческих и целеустремленных, любознательных и трудолюбивых граждан. Желаю съезду плодотворной работы, а учителям – талантливых учеников и новых педагогических достижений.
Следующим к делегатам съезда обратился заместитель министра образования и науки РФ М. В. Дудинов. «Почему министерству важно проведение таких съездов и создание национальных ассоциаций? Нам не хватает того мостика в диалоге, когда бы мы понимали, насколько те идеи, концепции, которые вырабатываются экспертно-научным сообществом, могут быть восприняты и оценены профессионалами-педагогами, которые непосредственно работают с детьми», – сказал он.
«В прошлом году, когда началась череда съездов, к нам поступали предложения по всем обозначенным проблемам: и по новым стандартам, и по качеству подготовки учителей, и по корректировке учебных планов, и по учебникам, и по обновлению материальной базы. И вся эта информация не откладывается надолго, собирается не «для галочки», – отметил замминистра. – Как показало обсуждение стандартов старшей школы, заинтересованность профессионального сообщества ведет к выработке наиболее оптимального и приемлемого решения, которые дадут наибольший результат для детей. Поэтому просил бы и ваш съезд, обсудить обозначенные проблемы и дать свои рекомендации».
Докладчик сообщил съезду о резолюции прошедшего в Волгограде в рамках тематического года XIX Международного менделеевского съезда, в работе которого приняли участие более 1200 делегатов из 17 стран мира. Образованию в России было уделено большое внимание. Съезд рекомендовал Министерству образования и науки РФ учесть свои пожелания при подготовке новой редакции закона об образовании, направил просьба об обеспечении совершенствования учебных программ, в том числе увеличения количества часов на изучение химии и физики в школе.
Говоря о дефиците молодых специалистов-химиков, С. М. Алдошин заявил, что, по его мнению, система бакалавриата и магистратуры подходит для гуманитарных специальностей, но не естественно-научных и технических дисциплин: «Нужна подготовка не просто сильных теоретиков, но ученых, которые готовы внедрять научные разработки на предприятиях, инженеров для наукоемких отраслей бизнеса. Инновационный потенциал нации связан не только с наукой, но и с инженерной системой страны, которая включает в себя разработок новой продукции, организацию ее производства и доведение ее до потребителей».
Касаясь вопроса взаимодействия вузов с РАН и государственными научными центрами, докладчик сообщил, что в числе рекомендаций XIX Менделеевского съезда, а также рекомендаций Российского союза химиков совместно с Торгово-промышленной палатой РФ – предложение подготовить и внести на рассмотрение Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы РФ по совершенствованию экономических и правовых механизмов участия государственных корпораций и частных предпринимателей в финансировании подготовки специалистов для отраслей, определяющих конкурентоспособность и экономическую безопасность промышленности через систему государственно-частных партнерств в финансировании целевой подготовки специалистов, программ целевого обучения студентов, оснащение современным лабораторным оборудованием организаций производственной и дипломной практики, участие в организации предметных олимпиад школьников и студентов.
С. М. Алдошин рассказал об опыте США по созданию научно-образовательных центров, в которых студенты старших курсов имеют возможность приобретать практические навыки научной деятельности и становиться квалифицированными специалистами. По его словам, было признано нецелесообразным вводить дальнейшую специализацию вузовского образования, а вузам рекомендовано концентрировать внимание на изучении базовых дисциплин и разработке междисциплинарных программ, позволяющих готовить специалистов широкого профиля, которые могут достаточно гибко использовать свои знания для решения смежных задач.
«Оснащенность инженера научными знаниями – это всего лишь необходимое условие его профессиональной деятельности. Современный специалист должен уметь ассоциировать знания из смежных дисциплин, творчески подходить к решению поставленных задач. Студентов надо учить не мыслям, а мыслить, – отметил докладчик. – Кроме того, система инженерного образования должна прививать студентам идеи социальной ответственности. Вклад инженера необходимо оценивать не по абстрактным критериям эффективности создаваемых систем, а по тому влиянию, которое последние оказывают на жизнь общества».
«Проблема воспитания инженерных кадров должна решаться через партнерство промышленности, бизнеса и научно-исследовательских институтов, – уверен он. – Ряд институтов РАН и научных центров совместно с Московским и Санкт-Петербургским государственными университетами уже выстроили такое взаимодействие. Есть примеры создания новых материалов и технологий для авиации и космоса. Однако помимо самых крупнейших учебных заведений, сложно представить себе вуз, который способен содержать и эффективно эксплуатировать мощный исследовательский комплекс. Первоочередной задачей высшей школы всегда оставалось образование, подготовка специалистов. Должна реализовываться практика эффективного сотрудничества академических, отраслевых и университетских организаций».
По словам С. М. Алдошина, Менделеевский съезд положительно оценил работу научно-образовательных центров в области химии и рекомендовал Министерству образования и науки по результатам экспертизы успешно завершенных программ продолжить финансирование таких НОЦ для сохранения сложившихся коллективов хотя бы в течение 2-4 лет до выпуска обучающихся в них бакалавров и магистров. Докладчик считает, что научно-образовательные центры – очень эффективное направление с точки зрения целевой подготовки кадров. Это фактически обеспечение функционирования так называемых «профессорских лабораторий» – наиболее эффективной формы организации научно-исследовательской работы. «Сегодня научно-образовательные центры успешно заявляют свои проекты в рамках Федеральных целевых программ, и это позволяет достичь сразу нескольких целей: обеспечить дополнительное финансирование научных исследований молодым ученым, создать возможность для привлечения молодых кадров, профинансировать проведение ряда исследований, направленных на разработку промышленных технологий. В НОЦ студенты выполняют свои курсовые и дипломные работы как научные работы, приобретает все необходимые навыки и знания во время учебы в университете», – отметил он.
«Кадровая проблема – это проблема комплексная. Мало подготовить хороших специалистов – необходимы хорошие рабочие места, мотивация на плодотворную работу. Что касается бакалавров по естественным наукам, то они ограниченно востребованы в химических и родственных компаниях, – констатировал С. М. Алдошин. – В то же время число исследователей, задействованных в государственном секторе Китая за десять лет, увеличилось в три раза: с 550 тысяч в 1998 году до 1,5 миллионов в 2008 году, а в частных и частно-государственных компаниях – в 4 раза: с 1 до 3,8 миллиона. Результат: если десять лет назад экономика Китая была восьмой, теперь это вторая экономика мира».
«Когда видишь это соотносительное положение дел, то сокращение финансирования институтов РАН, фондов, фундаментальных исследований внушают большую тревогу за реализацию провозглашенной программы модернизации нашей страны. Ускорение темпов подъема нашей экономики, модернизации наших предприятий определяется пониманием со стороны государства роли науки, ученых, их уровня жизни, а с другой стороны – необходимостью формирования спроса на инновации и соответствующие кадры для предприятий, – считает он. – Сейчас все крупные программы с государственным участием по решению правительства готовят программы инновационного развития. Предполагается, что принятие таких программ будет стимулировать компании направлять на исследования и разработки часть валового дохода – от 3 до 5%. В 47 компаний, которые обязаны такие программы разработать, были отправлены более 400 предложений от институтов РАН и МГУ об участии в этих работах».
«Если провести сегодня опрос среди выпускников и молодых ученых о том, какие условия необходимы им для работы в России, то в числе приоритетов они, конечно, назовут достойную заработную плату, обеспечение жильем, возможность карьерного роста, свободу в выборе направлений и тематик научных исследований. Все это мы пытаемся обеспечить в структуре РАН. Большими усилиями эта ситуация начинает сдвигаться с мертвой точки, в том числе по строительству жилья для молодых ученых. Вы знаете, что сейчас введена система оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных РАН. Аналогичную систему оценки эффективности Министерство образования и науки разрабатывает и для научных сотрудников академических институтов, – сообщил докладчик. – Нашей общей задачей является подготовка кадров, которые будут конкурентоспособны в жестких современных условиях организации научной работы. Сегодня необходимо консолидировать научные и педагогические сообщества для укрепления и дальнейшего развития естественно-научного образования в России как стратегически важной основы национальной безопасности. Необходимо выработать согласованную позицию по стандартам образования для старших классов. Поставленная Президентом России задача создавать «умную экономику» самой своей сутью предопределяет необходимость опережающего развития образования. Обществу и, не в последнюю очередь, бизнес-сообществу пора осознать, что подготовка разносторонне образованного научного сотрудника, инженера должна стать новой инновационной стратегией нашей страны».
Затем с приветственным словом к собравшимся обратился декан химического факультета В. В. Лунин. Он выразил уверенность, что съезд выработает решения, ориентированные на смещение основного содержания образования школ России на фундаментальные дисциплины
Заслуженный учитель России С. А. Москвин, выступая перед аудиторией, высказал надежду, что делегаты сделают конкретные предложения в адрес Министерства образования и науки и Правительства РФ, а съезд принесет пользу российскому химическому образованию.
В своем докладе П. В. Тарико, председатель Союза лицеев центральных областей Российской Федерации «Российский лицей», рассказал о взаимодействии возглавляемой им организации и МГУ в поиске и поддержке одаренных детей.
Работа съезда продолжится на пленарном заседании, секциях и круглых столах.
Во время съезда издательство «Дрофа» при поддержке книготорговой компании «