ММСО-2018. Физическое и психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
Здоровье ребёнка – проблема, которая занимает особое место и привлекает внимание чиновников, ученых, практиков. В культуру детства снова возвращаются дворовые подвижные игры, образовательные системы ориентированы на создание условий для формирования привычки к здоровому образу жизни. Чем больше возможностей предлагает цифровое пространство, чем более удобной становится инфраструктура жизни, тем более востребованы технологии, призванные поддержать нормальное развитие анатомии, физиологии, потребности в двигательной активности ребёнка.
21 апреля на панельной дискуссии обсуждались современные методики развития детей в условиях детского сада и дома. Участники – блогер, многодетный отец, психолог Мансур Шангареев; психолог, педагог, логопед, автор нескольких методик по развитию и обучению детей Елена Янушко; автор серии «Новые педагогические технологии» Татьяна Ткаченко; профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования НИУ БелГУ Людмила Волошина; заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» Лариса Серых.
Мансур Шангареев уверен: «Здоровье ребёнка – это психологически правильное восприятие мира. Важно родителям быть дружными. Детям нельзя показывать ссоры, конфликты. Здоровый психологический климат – залог здорового ребёнка».
Лариса Серых подчеркивает важную роль спорта в жизни детей: «Готовы ли вы сдавать нормы ГТО? Федеральные требования достаточно сложные, и ребёнок не может сдать все виды испытаний. В прошлом году достаточно было только участия. В этом году мы уже поставили временные рамки. Мы, к сожалению, уходим от народных и дворовых игр. Мы все зависаем перед компьютером и телевизором. Но с этим нужно бороться, и мы стараемся вести работу совместно с родителями – вы можете ознакомиться с нашими проектами в архиве вебинаров корпорации 'Российский учебник'».
Людмила Волошина констатирует: «Картина здоровья детей очень печальная – 75% дошкольников имеют нарушения осанки. Психоэмоциональный комфорт ребёнка не всегда соответствует норме. И сегодня здоровье ребенка – проблема номер один. Мы не решаем задачу комплексно. Здоровье – это труд. Важно личностное отношение к здоровью, нужно делать зарядку, заниматься спортом». И добавляет: «Социализация и индивидуализация в развитии ребенка – два ключевых процесса, которые должны идти одновременно. Мы озадачились развитием ребенка в индивидуальном порядке. Проводили эксперимент. В физкультурном зале разложили различные транспортные средства, но дети выбрали именно спортивные снаряды. Ключевая проблема, которая стоит перед нами – надо формировать у ребенка двигательный опыт. Наша программа 'Выходи играть во двор' вовлекает не только детей, но и их родителей, бабушек, дедушек».
Елена Янушко напомнила коллегам о важной роли развития речи у ребенка: «Чтобы не допустить задержку развития речи, родитель должен правильно разговаривать с ребенком, правильно общаться с ним. Логопед ставит звуки, даёт задание, но родители должны принимать участие. Это совместная работа».
Участники встречи единодушны в том, что физическое и психологическое развитие ребенка – это комплексная задача, решать которую необходимо на всех уровнях: семьи, дошкольных и школьных образовательных учреждениях, государства.