ММСО-2018. Что делать с трудными детьми в классе?
Очень часто в каждом классе есть дети, с которыми учителю нелегко работать. Это дети с различными формами ОВЗ, девиантным поведением, дети-мигранты с плохим знанием русского языка. Как помочь таким детям включиться в работу и преодолеть трудности? Как учителю строить урок, чтобы он подходил каждому ребенку в классе? На эти вопросы ответили эксперты 18 апреля в рамках панельной дискуссии корпорации «Российский учебник» V Московского международного салона образования.
Умение работать с трудными детьми в школе – крайне важная тема в профессиональных педагогических кругах, подчеркнул модератор дискуссии, вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию корпорации «Российский учебник», главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик. Однако в действительности свои особенности есть у каждого ребенка, они требуют индивидуального подхода:
«Нетрудных детей не бывает. Ребенок умеет жить по нашим правилам, выполняет то, что хочет, но трудный ребенок – это тот, кто заявляет о своей индивидуальности».
Своим опытом работы с учениками поделилась кандидат педагогических наук, руководитель отдела научных исследований и методических разработок, НМЦ «СУВАГ» Галина Котова:
«Наша школа находится в районе новой Москвы, поэтому мы сталкиваемся с детьми мигрантов. Мы выделили три направления. Первое – социальная адаптация и коммуникативные навыки. Мы активно включаем детей в массовые мероприятия. Сейчас в школе учиться 35% процентов мигрантов, они приходят с разными уровнями владения языка. Самое тяжелое, когда дети приходят в 9 класс без такого знания. Чтобы выстроить индивидуальную модель изучения русского языка, у нас школьники проходят тест».
В беседе о работе с детьми с ОВЗ кандидат педагогических наук, старший методист школы №1540 Татьяна Хотылева объяснила, что важно работать в междисциплинарной команде и учить остальных учеников толерантности, взаимопониманию:
«У нас в школе особые педагоги, мы работаем со всеми детьми, не от кого не отказывается. Мы заранее проводим работу с детьми о том, что наш мир толерантный. Если у детей вызывают отторжение дети с отклонениями, то им надо учиться в другой школе».
По словам спикера, использовать поведенческий подход в такой работе непросто: нужно изменить свой образ мышления, присмотреться к себе и понять, сколько вы хвалите детей или ругаете. Нужно варьировать рабочее пространство, структурировать виды учебной деятельности, создавать специальные условия с учетом индивидуальных особенностей ученика, работать с родителями, менять условия оценок. Это очень важно – оценивать ученика не с другими, а с ним же самим, подчеркнула эксперт.