Мир на ладони — современный электронный учебник
27 мая состоялось очередное заседание общественного педагогического совета, созданного в конце 2015 года при объединённой издательской группе «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» для поддержки инициатив в области учебного книгоиздания и развития образовательной среды. Ректор МГПУ Игорь Реморенко, открывая заседание, отметил, что стремительное развитие новых технологий и интеграция онлайн-ресурсов меняет школьную повседневность. Электронные учебники не могут оставаться просто цифровой копией пособий, а должны быть мультимедийными и брать на вооружение возможности т.н. «интернета вещей».
Артём Соловейчик, вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию, представил на совете концепцию МЕТАучебника.
Перед презентацией проекта была обозначена ключевая проблема, которую пытаются с разной степенью успешности решить учёные и учителя традиционными и современными методами: непроявленность связи между конкретной дидактической единицей учебного предмета с целостной системой знаний по данному предмету и картиной мира в целом.
Виктор Болотов, академик РАО, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, напомнил, что целостное, пускай наивное, представление о мире в головах учеников начинает разрушаться в момент начала их школьного образования. В средней школе ситуация только усугубляется.
По утверждению докладчика, если уж искать действенное место современных образовательных технологий в образовании, то именно для сохранения, создания единой картины мира у учеников. Метапредметный электронный учебник, или МЕТАучебник, позволяет в фоновом режиме постоянно предъявлять целостную картину мира как смысловую связь между событиями во временном (историческом) и пространственном (географическом) континуумах.
Если коротко, МЕТАучебник состоит из всего множества изучаемых в школе информационных объектов, которые связаны между собой в историческом и пространственном континууме. Список координатных осей связей МЕТАучебника может расширяться.
Так, изучая любую тему на уроке, можно наглядно увидеть, цепь каких событий, открытий, пониманий во всех предметных областях (по всем школьным предметам) лежит в основе изучаемой темы. В продемонстрированных на совете прототипах было видно, что компьютер (планшет, любое мобильное устройство) как будто специально приспособлены для дидактической технологии совмещения в едином пространстве экрана частного и целого.
«Этот учебник — гигантский современный познавательный энциклопедический ресурс», — увлечённо отзывается Ефим Рачевский, директор центра образования № 548 г. Москвы.
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, поддержал проект, сказав, что впервые видит объединение современной технологии и методики преподавания ради главной цели — развития различных форм сотрудничества на уроке и построения учебного процесса в соответствии с индивидуальными запросами и способностями каждого ученика.
Алексей Семёнов, академик РАН и РАО, ректор МПГУ, увидел в предложенной технологии инструмент, который даст возможность и учителям, и учащимся самостоятельно заполнять виртуальное пространство электронного учебника, без ограничений добавляя материалы, выходящие за рамки школьной программы и являющиеся результатом собственных исследований учителей и учеников. К примеру — составлять историю своей семьи, города или села в контексте истории страны.
Важно отметить, что предложенный МЕТАучебник — уникальная технология, которая не отменяет ни одного существующего учебника, а связывает их такими, какие они есть сейчас, в единую, наглядную картину мира.
Впереди очередная экспертиза учебников. Ожидается, что федеральный перечень будет формироваться на 5 лет.
Это ставит перед издателями непростые задачи: очевидно, что учебники, которые войдут в заветный список, должны соответствовать требованиям быстро меняющегося времени и даже опережать его. На совете была представлена новейшая технология, которая позволяет это сделать.