Международная дистанционная практико-ориентированная конференция «Инновации для образования»: итоги пленарных сессий
В рамках III Международной дистанционной практико-ориентированной конференции «Инновации для образования» состоялись дискуссии на темы «Педагогические смыслы современной информационной среды» и «Новые технологии. Новые форматы».В рамках дискуссии: «Педагогические смыслы современной информационной среды» были рассмотрены образы учителя и школы в публичном информационном пространстве, а также системы управления и организации обучения в новых информационных условиях.
Читайте также: Итоги Всероссийского педагогического форума русского языка и литературы
Артем Соловейчик, вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию объединенной издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ», главный редактор издательского дома «Первое сентября»: «В Московской области сейчас проходит крупный проект «Электронный учебник Подмосковья», в рамках мы получили обратную связь от учителей, они рассказали, какими должны быть электронные учебники:
• должна быть возможность дополнять ЭУ своими материалами
• должна быть возможность передавать учительские заметки ученикам класса
• должно быть избыточно много контрольных материалов и тренажеров
• необходима фиксация профилей деятельности и достижений ученика
• у учителя должна быть возможность управлять устройствами учеников в классе
В сегодняшнем информационном пространстве назревает новая идея по созданию метаучебника. Задача по передаче содержания от учителя к ученику — это трехчастная задача. Сначала информация методически, академически разбивается на кусочки до дидактических единиц, затем предъявляется до степени усвоения, а затем у ученика воссоздается картина мира. Осознав задачу такой передачи информации, мы создали обложку метаучебника. На сегодняшний день есть две платформы, которые могут удовлетворять подобные запросы. LECTA — универсальная информационно-образовательная среда издательской группы «ДРОФА» — «ВЕНТАНА-ГРАФ», а также VERIMAG — система управления классом, позволяющая технологично реализовать любой из известных учителям сценариев взаимодействия на уроке. Система устойчиво работает в классе, используя технологические возможности самих устройств, то есть не требует наличия какой-либо внешней инфраструктуры».
Отвечая на вопросы зрителей о необходимости единого учебника по конкретному учебнику Артем Симонович заметил: «70% учителей отвечают, что учебников должно быть мало, чтобы мы одинаково преподавали. Если задавать второй вопрос следом — пожалуйста, напишите, какой учебник вы видите в качестве единого — тут уж никакого согласия больше нет».
В дискуссии также принял участие Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, он поделился своим мнением о причинах появления луддизма в школьной практике (луддизм — в начале XIX века движение английских рабочих против введения нового производственного оборудования, которое, по их мнению, приводит к росту безработицы — прим. ред.). Ефим Лазаревич также рассказал о своих опасениях, связанных с исчезновением тайны, когда родители учащегося узнают о его успеваемости моментально через интернет, и как это психологически влияет на ребенка, много говорил он и об образовательной амбициозности родителей, а также о плюсах и минусах WhatsApp и о роли социальных сетей в сегодняшнем информационном пространстве.
«Дети перестают заниматься домашним заданием. А перед родителями маячит не качество образования, а пятерки и двойки. Родители начинают обсуждать смысл домашнего задания в WhatsApp. В этом смысле информационная среда несет некоторые бациллы».
Онлайн-образование: 10 лучших ресурсов
Мы овладеем новыми технологиями или они овладеют нами? Сообщение и общение важнее сегодня для наших детей? Изменяются ли скорости в объяснении и понимании? Что такое этика социальных коммуникаций? Эти вопросы поставил в своем выступлении доктор психологических наук, Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», Александр Асмолов.
«Единых учебников не будет никогда, это не соответствует эволюции разума. Это не соответствует эволюции интеллекта. Поэтому все разговоры про один учебник — это из далекого прошлого, это не относится к современной ситуации. Если мы пытаемся делать эти картины мира, надо понять несколько вещей, связанных с ключевыми трендами жизни. Вопрос о смыслах образования сегодня звучит так — мы овладеем новыми технологиями или они овладеют нами? Если технологии начнут учить нас уму разуму, то мы с вами проиграем в истории. Это относится к тому, куда нам двигаться. Сегодня мы должны четко понять — технологии — только посредники, культурные орудия овладения познанием. Они же выходят из под нашей власти. Сегодня впереди уже не гаджеты — сегодня впереди уже «мессенджеры». Получается, в «мессенджарх» — важно сообщение, а не общение. Мы сталкиваемся с риском утраты смыслов. На смену поколению «next» приходит поколение «net».
Я иду на урок: с электронным учебником или без?
Также рамках III Международной дистанционной практико-ориентированной конференции «Инновации для образования» прошла пленарная сессия «Новые технологии. Новые форматы», которая наметила итоги конференции в целом. Во время сессии участники обсуждали изменяющиеся способы, методы и формы получения информации и работы с ней. Все более популярными становятся виртуальные стажировки, медиатеки, дополнительное образование в дистанционном формате. Также набирают популярность и электронные формы учебников, которые стали обязательным дополнением к существующим бумажным с 2014 году. Сегодня ЭФУ — это реальная возможность для библиотекаря оптимизировать работу школьной библиотеки, сэкономить деньги образовательной организации, а также упросить работу с годовыми отчетами.
Александр Брычкин, вице-президент по развитию бизнеса и инвестициям холдинга «ЭКСМО» — «АСТ»: «Мы задумались, какой должна быть идеальная школьная библиотека? Идеальная библиотека — это виртуальная библиотека. В ней специалист берет любую книгу или учебник с полки, и это оказывается именно тем, что в данный конкретный момент нужно ребенку или учителю. Отчеты в этой библиотеке формируются автоматически. Какова элементарная единица работы библиотеки? — Это книговыдача. Мы решили, что цифровые технологии могут реализовать эту идеальную модель, учитывая, что в 2014 году Министерство образования предложило, что к каждому учебнику должна автоматически создаваться электронная форма. Поэтому на базе цифровой платформы LECTA мы предлагаем инновационные решения проблем комплектования библиотек учебниками, предоставляя доступы к ЭФУ в цифровом виде. Все текущие изменения, которые происходят вокруг нас, автоматически поддерживается внесением правок в учебники оперативно, так что педагогу уже не нужно искать дополнительные материалы. Получив доступ к ЭФУ, ученик и учитель получают доступ к учебнику и онлайн и офлайн. Можно работать и с помощью приложений с любого устройства и с любой операционной системой. Учебник можно закачать себе на устройство для работы в режиме офлайн».
Посмотреть запись сессии «Педагогические смыслы современной информационной среды»
Посмотреть запись сессии «Новые технологии. Новые форматы»
Узнать больше о Международной дистанционной практико-ориентированной конференции «Инновации для образования» вы можете здесь