Итоговое сочинение 2017: как готовиться и как подготовить?
По материалам вебинара Елены Ерохиной, доктора педагогических наук, заместителя директора Института филологии МПГУ, автора рабочих тетрадей «Учимся писать сочинение» для 9-11 классов.
7 декабря выпускникам предстоит писать итоговое сочинение, где они должны будут показать знания в области литературы, общую эрудированность, умение логично и грамотно формулировать свою точку зрения, аргументировано ее доказывать. Подготовка к сочинению ведется на протяжении нескольких лет и включает множество аспектов. Надеемся, наши советы помогут и учителям нынешних выпускников перед экзаменационной работой, а также будут особенно полезны педагогам, чьи ученики должны будут продемонстрировать свои умения в последующие годы.
Согласуйте усилия с другими педагогами-предметниками
Декабрьское сочинение имеет надпредметный характер, и ответственность за его качество лежит на всем педагогическом коллективе: от всех учителей зависит, получают ли дети возможность высказывать и доказывать свою позицию, учатся ли грамотно, последовательно, логично выражать свои мысли.
Расширяйте границы, не ограничивайтесь только литературным материалом
Декабрьское сочинение — это не сочинение по литературе. Это сочинение-рассуждение на свободную тему, которое присутствовало в школе раньше. Его задача — научиться формулировать свою позицию, давать оценку жизненным явлениям. Хотя использование литературных произведений в сочинении обязательно, очень приветствуется использование аргументов из других областей знания, личного опыта.
Дайте детям возможность свободно высказывать свое мнение
Выражение собственной точки зрения способствует формированию самосознания, рассуждение становится средством познания мира. Прекрасно, когда в школе организуются диспуты, когда просматривают кинофильм и потом их обсуждают, когда при защите исследовательских работ учат представлять исследование, глядя в лицо комиссии и не боясь отвечать на вопросы. Все это не только поможет написать декабрьское сочинение, но и сформирует полезные навыки ораторского мастерства для будущих письменных и устных презентаций.
Формируйте у школьников потребность в письменном выражении мыслей
Чтобы научить писать вообще и итоговое сочинение в частности, нужно, чтобы ребенок был когнитивно активен, четко понимал цель написания работы, письмо должно удовлетворять его потребность в общении. На литературе мы учим читать художественный текст, рассуждать о прочитанном, обмениваться мнениями. Это разумное преподавание литературы подводит к тому, что у детей формируется потребность в написании сочинения и овладении умением его писать.
Ориентируйте учеников на четкое следование указанной теме
Для декабрьского сочинения даются достаточно узкие темы, и выпускники нередко совершают типичные ошибки: не обращают внимания на ключевые слова в формулировке, отклоняются от конкретной проблемы и уходят в слишком общие рассуждения. Это происходит потому, что дети готовились на уроках писать текст по направлению в целом, а не создавать текст-рассуждение по конкретной теме.
Предложите детям вообразить тех людей, которым они адресуют свой текст
Любое высказывание должно быть кому-то адресовано. Предполагается, что декабрьское сочинение адресовано тому, кто тоже интересуется данной проблемой, тоже имеет свою позицию, но, вполне возможно, не согласен с мнением выпускника. Иначе какой смысл что-то доказывать, если никто с нами не спорит? Суть работы состоит в дискуссии с воображаемым оппонентом.
Выполняйте задания вместе с учениками
Задали писать сочинение — берите сами лист и тоже пишите сочинение. Дали коммуникативное задание — сядьте и тоже в установленное количество времени выполните это задание. Учителю не надо бояться признать, что ему самому не нравится тот или иной фрагмент сочинения: тут нет никакой опасности для авторитета, наоборот, педагог становится таким же участником процесса, как и ученики.