Эксперты рассказали о ведущей роли учителя в дальнейшей работе цифровых технологий в рамках нацпроекта «Образование»
Ключевую роль в эффективной работе цифровых технологий в школе будет занимать учитель. Современные инструменты не заменят педагогов, однако их внедрение в школы будет зависеть от поддержки преподавателей регионами и организациями, создающими эти технологии. Об этом рассказали эксперты сессии Петербургского международного экономического форума, в рамках которой состоялась презентация экспертизы цифровых образовательных решений корпорации «Российский учебник» для реализации нацпроекта «Образование».
По мнению директора по цифровым коммуникациям корпорации «Российский учебник» Екатерины Латыповой, для успешной цифровизации в образовании в первую очередь важно, чтобы учитель видел пользу для своей работы в современных технологиях, понимал, чем они могут помочь. Однако формирование мотивации – процесс, требующий времени, для которого важно правильное начало:
«В использовании цифровых решений в образовании важен эволюционный подход. И наш опыт связан с качественной прямой коммуникацией с учителем, поскольку мы считаем, что важно поддерживать учителя в применении новых технологий, начиная со смешанного обучения, когда мы аккуратно внедряем «цифру» в образовательный процесс. За это же время мы создали цифровые решения для всех уровней образования с первого по 11 класс, по всем предметам, которые используются в российских регионах».
По данным корпорации, в ТОП-5 регионов, наиболее активно использующих цифровые ресурсы корпорации, входят г.Санкт-Петербург, республика Татарстан, ХМАО, Новосибирская область и Московская область. При этом качество использования продукта зависит от того, насколько поддерживают регион и производитель технологий, отметила спикер. Вр.и.о. директора Психологического института Российской академии образования (РАО) Павел Сергоманов согласился, что внедрение цифровых технологий в школу должно проходить через учителя:
«Очень важно, чтобы учителя почувствовали преимущества технологий. Цифровые решения должны стать именно помощниками, а не дополнительными обязанностями, — подчеркнул эксперт. — Однако, сейчас становится понятным, что у нас нет ясных современных научных моделей обучения детей в цифровую эпоху, которые бы показывали, какие закономерности обучения используются в тех или иных цифровых решениях. Мы сейчас активно обсуждаем возможности развития фундаментальной науки и ее практического приложения для повышения успеваемости и благополучия детей».
По мнению эксперта, необходима новая развивающая модель обучения детей, причем не только с учетом цифровых возможностей в учебном процессе, но и дающая возможности ученикам для творчества, самовыражения и формирования способностей управлять технологиями. Директор центра EdCrunch University НИТУ МИСиС Нурлан Киясов поддержал спикеров, отметив, что современные технологии не заменят учителя, однако обратил внимание на проблему так называемого цифрового разрыва, или неравенства:
«Практически во всем мире среди учителей существует цифровой разрыв между теми, кто может использовать цифровые технологии для трансформации (переосмысления) процесса обучения и теми, кто просто использует для оцифровки традиционного учебного процесса (классно-урочного). — объяснил спикер. — Вместо обычной доски и учебника получаем электронные. У нас есть скучный урок, где учитель рассказывает, а дети слушают, теперь есть онлайн-версия скучного урока, где есть говорящая голова. Если будем продолжать в таком же духе, мы получим удачно скопированную, но электронную версию традиционного преподавания».
По мнению эксперта, в неправильном подходе к использованию технологий есть риск получить электронную версию традиционной системы. Именно поэтому важно вкладывать полезные ресурсы и учитывать экспертизу корпорации «Российский учебник» в обучении учителей и коммуникации с ними.
«Апробация цифровых учебно-методических комплексов (ЦУМК) сейчас — первый шаг к цифровой трансформации школьного образования. На рынке уже есть готовые цифровые образовательные решения от бизнеса, которые необходимо адаптировать под потребности основного образования. При этом образовательный процесс в школе может сильно измениться: индивидуальные образовательные траектории придут на смену существующей школьной системе. Важно не забывать про роль учителя, который должен стать ключевой фигурой внедрения этих изменений. В первую очередь ЦУМКи должны быть понятны для учителя, приносить для него ощутимую пользу. Поэтому мы в «Фоксфорде» в первую очередь фокусируемся над пользовательскими сценариями учителя».