День самоуправления в школе: праздник непослушания или возможность самореализации учеников?
В начале ноября на «Pадио ЭХО Москвы» московские старшеклассники и педагог-организатор школы № 2120 Елена Цапа рассказали, что они думают о днях самоуправления в школах.По мнению самих учеников, в этот день школьники становятся учителями для того чтобы примерить на себя их роль. Каково это — преподавать, воспитывать, поддерживать дисциплину в классе, выдерживать пять уроков подряд перед испытующими взглядами нескольких десятков учеников?
Матвей Сохошко, ученик старших классов, не один раз участвовал в самоуправлении школы. Будучи учителем географии, мальчик смог найти контакт с детьми и рассказал, что формат таких уроков становится тем интереснее, чем больше сам «демо-учитель» заинтересован в занятии:
«У них постоянно ведет урок один и тот же учитель, географ, а тут приходит старшеклассник, то есть я, и начинает преподавать этот предмет. И естественно я веду урок не как учитель, потому что я не являюсь учителем. Я преподаю со своего взгляда — взгляда ученика. Я веду урок так, как мне самому было бы интересно. И мне кажется, это больше нравится ребятам».
Передавать школу под управление учеников — это еще и форма самореализации детей; для каждого ученика это задача, нацеленная на профориентацию — считает педагог-организатор школы № 2120 Елена Цапа. В таких нетривиальных условиях они могут себя проявить с неожиданной стороны. И результат очень интересный — старшеклассники становятся неким хорошим примером, авторитетом для младших классов.«День самоуправления — это возможность посмотреть на уроки с другой стороны. Не со стороны школьной парты, а со стороны черной доски, со стороны учителя».
Думать, что учителя в день самоуправления отдыхают или занимаются своими делами — ошибочно. Возможно, где-то так и происходит, но на самом деле это должен быть творческий процесс, когда учитель и ученик начинают общение почти на равных, когда начинается такое взаимодействие, при котором происходит коммуникация в трехстороннем режиме (учитель — старшеклассник-учитель — младшие классы). И совершенно естественно, что практики самоуправления происходят под руководством педагога. Обычно он не вмешивается в процесс, хотя всегда присутствует на уроке, чтобы потом дать ученику-учителю обратную связь — высказать свое мнение, озвучить слабые стороны и успешные моменты. Педагог направляет старшеклассника, объясняя, в какую сторону развиваться и какие качества стоит проработать.
Есть школы, для которых день самоуправления — не обязанность, а традиция и целый школьный праздник, который начинается с самого утра. И подготовка к нему соответствующая — организаторы продумывают формат, готовят сценарии и программы вечерних концертов.
Материал подготовлен на основе подкаста «Родительское собрание». Продолжение смотрите на сайте «Радио ЭХО Москвы».«В холле первого этажа мы создаем праздничную атмосферу, где у нас в этот день все проходит очень трогательно и мило. День самоуправления — это процесс сближения, момент командообразования. В нашей школе спустя 4 года такой практики выросла творческая стабильная команда ответственных старшеклассников».