Александр Брычкин рассказал в интервью телеканалу РБК о роли учебника в практике современного учителя
Генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин и директор московской школы № 1679, заслуженный учитель РФ Владимир Просвиркин обсудили в эфире телеканала РБК экспертизу учебников, преимущества вариативности в образовании и конвергентный учебник из Федерального перечня, который доступен учителям уже сегодня. Обсуждение состоялось 15 июня в рамках передачи «Общество потребления» на тему «Проверка школьных учебников».
Важной темой стала дополнительная экспертиза учебников, предложенных к включению в Федеральный перечень. Александр Брычкин обратил внимание, что экспертами в этой проверке выступили преимущественно учителя московских школ.
«В материалах по результатам экспертизы, которые мы видели, указанодостаточно мало сотрудников РАО, в основном экспертизу проводили учителя московских школ и московского Государственного методического центра».
Сейчас перечень включает 1377 учебников, из негопримерно 40% наименований выпускают издательства корпорации «Российский учебник».
«Мы создаем те учебники и образовательные решения, которые способствуют раскрытию человеческого потенциала. Именно поэтому мы отдаем учебники наших издательств на апробацию на бесплатной основе, серьезно подходим к качеству учебных материалов. Мы получаем не только обязательные заключения экспертизы, но и добровольно проходим ее в РАН и РАО. Кроме того, мы собираем обратную связь от педагогов.В частности, в рамках нашей акции 'Педагогический контроль качества учебников'мы получили около 500 комментариев от педагогов по тем учебникам, которые сейчас используются в школах».
Однако действительно ли учебники важны современному учителю? По словам Владимира Просвиркина, сейчас только10% учителей не используют учебник в образовательном процессе. Как отметил Александр Брычкин, такие учителя стремятся использовать возможности, которые предлагает цифровое образовательное пространство, для других учебник играет более важную роль в образовательном процессе:
«Многие используют учебник как рабочую программу и определенный подход к преподаванию предмета. Иными словами, учебник — это выбор учителя, инструмент, который позволяет ему преподавать наиболее эффективно. И материалы, которые находятся в Федеральном перечне, выбирали педагоги в качестве такого инструмента. Сокращение количества учебников приведет к тому, что педагогу придется выбирать для себя новый,и нет гарантии, что он окажется лучше предыдущего».
Например, дополнительную экспертизу не прошли учебники, входящие в систему «Эльконина — Давыдова». При этом система была создана еще в советские годы, хорошо известна в педагогическом сообществе и до сих пор дает высокие образовательные результаты.
Не обошли стороной участники тему цифровизации и единого образовательного пространства. Эксперты обсудили, будут ли успевать ведущие учебные издательства отвечать актуальным запросам, ведь многие молодые учителя (не говоря уже о школьниках) быстрее осваивают современные инструменты:
«На примере цифровой образовательной платформы LECTA уже сейчас мы можем определить потребности учителей и других участников образовательного процесса. Мы видим, как растет востребованность наших сервисов, которые помогают экономить время учителя на подготовку к уроку, освободиться от рутины, персонализированно работать с учеником. Поскольку персонализация — тот тренд, который призван максимально раскрыть потенциал каждого ученика и таким образом повысить потенциал человеческого капитала в стране».
Возник вопрос и о конвергентных учебниках естественно-научного цикла. Такие учебники могли бы решать текущие задачи, связанные с сокращением перечня, при этом отвечать необходимым требованиям:
«Такие учебники уже есть, и они входят в Федеральный перечень. Это учебники химии и естествознания автора Олега Габриеляна. Они используются в школах уже долгое время и хорошо знакомы учителям».
Полная запись программы доступна на сайте