200 учителей из Хакасии и Тывы приняли участие в научно-практической конференции в Абакане
В рамках трехдневного мероприятия выступали ведущие ученые нашей страны, авторы учебников, методисты и педагоги. Накануне нового учебного года в Республике Хакасия в городе Абакане состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Преподавание общественно-научных и филологических дисциплин в условиях информационного общества», которую корпорация «Российский учебник»* провела совместно с Хакасским институтом развития образования и повышения квалификации.
В конференции приняли участие около двухсот учителей русского языка и литературы, истории и обществознания из Республики Хакасия и Республики Тыва. В рамках трехдневного мероприятия выступали ведущие ученые нашей страны, авторы учебников, методисты и педагоги.
Работу конференции открыли Конева Е.П., и.о. заместителя министра образования и науки РХ; Дмитриева С.Т., ректор ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»; Донскова О.В., главный методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник».
Ланин Б.А., д.фил.н., профессор РАО, литературовед, автор УМК по литературе, выступил на пленарном заседании с темой «Инструменты создания мотивационных ситуаций в преподавании литературы в современной школе». Эту тему продолжил Агафонов С.В., ведущий методист по истории и обществознанию корпорации «Российский учебник». Два дня работали предметные секции, где ученые и методисты Москвы и Санкт-Петербурга представляли свой опыт учителям Хакасии и Тывы, делились находками, вели семинары, мастер-классы, дискуссии, круглые столы.
Вот часть тем, которые были представлены на конференции:
- Современный ученик и школьная программа по литературе – Ланин Б.А., д.фил.н., профессор РАО, литературовед, автор УМК по литературе.
- Анализ современной литературы в школьных учебниках – Федотова С.В., д.фил.н., ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН.
- Литературное обновление в современной школе: региональный аспект – Кравченко Т.Ю., доцент ХакИРОиПК.
- Современный урок литературы: читаем Ф.М. Достоевского в XXI веке – Соколова Е.А., к.филос.н., зав. кафедрой ЛОИРО.
- От сочинения по русскому языку к сочинению по литературе – Донскова О.В., главный методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник».
- Потенциал учебника русского языка в формировании УУД и базовых компетенций учащихся – Шевчук С.В., методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник».
- Опора на личный опыт ученика и учителя как условие обновления обществоведческого развития в школе – Соболева О.Б., к.п.н., доцент РГПУ им. А.И. Герцена.
- Проблема достижения метапредметных результатов ФГОС на уроках истории – Искровская Л.В., к.п.н., доцент РГПУ им. А.И. Герцена.
- Использование иллюстративного материала и кинофрагментов на уроке – Агафонов С.В., ведущий методист по истории и обществознанию корпорации «Российский учебник».
- Основные направления обновления содержания в УМК по истории и обществознанию – Демидов Б.В., ведущий методист по истории и обществознанию корпорации «Российский учебник».
- Урок вокруг артефакта – Анисов В.В., учитель истории МБОУ МО города Саяногорска «Майнская СШ» РХ.
После выступлений, конечно, были вопросы и обсуждения, так как эти темы сегодня очень актуальны и значимы. На таких рабочих площадках школа, вуз и издательства решают важные совместные вопросы, общаясь друг с другом, выстраивая профессиональные диалоги, делясь опытом работы. Современное образование шагнуло далеко вперед в виртуальную действительность, и это повлекло за собой изменение предметных концепций, стратегий, целей и задач обучения. Сегодня наш ученик, осваивая предметную область, учится социальной адаптации, развивает коммуникативные способности и движется вперед в освоении интернет-пространства. Учеными и учителями-предметниками обсуждались механизмы методического взаимодействия метапредметного и предметного знания в процессе анализа и интерпретации художественного и документального текста на уроках, участники конференции коснулись также особенностей итоговой аттестации. Рабочие дни мероприятия были насыщенными, емкими и значимыми. С хорошими спорами, конструктивными диалогами, интересными выступлениями.
Каждая конференция – это всегда ступенька вверх к новым знаниям и профессиональным открытиям, это планы на будущее и определенные договоренности. Организаторы конференции сделали все, чтобы участникам работалось интересно и комфортно.
Ольга ДОНСКОВА