Звуки [з–з’]. Буквы З, з
— Познакомить учащихся с парными по твёрдости/мягкости согласными звуками [з–з’] и буквами З, з, обозначающими эти звуки на письме.
— Воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
Учить подбирать синонимы к названиям предметов, пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Классифицировать слова — названия предметов, слова–признаки и слова–действия. Сравнивать содержания текста и иллюстрации к нему.
Зоопарк, зебра, обезьяна, олень, пингвин, аист, рысь, кенгуру, зубр, коза, змея, дикобраз, бизон, газель, аллигатор, гиппопотам.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Прочитайте загадку: Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Мчится, что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай–ка, кто же это? (Зайка.) Посмотрите на картинку. Вспомните, в каких русских народных сказках встречается заяц. («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».) Как в сказках называют зайца? (Заинька, Косой, Зайчишка–трусишка и т. д.). С какого звука начинаются слова Заинька, Заюшка? (Со звука [з].) Знаете ли вы загадки о зайце? (Зимой — белый, летом — серый.) С какого звука начинается первое слово загадки? (Со звука [з’].) — Сформулируйте тему сегодняшнего урока? Урок открытия новых знаний. «Звуки [з– з’] и буквы З, з». — Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Познакомимся с новым звуком, научимся читать.) |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Выполните звуковой анализ слов зайка и зимой. — Чем отличаются эти слова? — Какой вывод можно сделать? (В словах звук [з] может быть твёрдый, а может быть мягкий.) Произнесите ещё раз этот звук. Определите, звонкий он или глухой? (Парный звонкий.) Сделайте вывод. (Звуки [з–з’] — звонкие; в слове зайка звук [з] твёрдый, в слове зимой звук [з’] мягкий.) |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Звуки [з–з’] обозначаются буквой З, з. Вот так выглядит буква З, з (зэ). (Показ.) — Послушайте стихотворение о букве: Буква З на В похожа. Голова, животик тоже. Только слева без черты Букву З рисуешь ты. На что похожа буква З, з? Прочитайте предложения. Найдите все буквы З, з и выделите их цветом. Звенит звонкий звонок. Он зовёт Зою на занятие. У Зои азбука. Она знает много букв. |
4 | 4. Первичное усвоение знаний | Прочитайте скороговорку. Сорок сорок съели сыра кусок. Какие слова написаны одинаково? Одинаковый ли смысл у данных слов? На какие вопросы отвечают эти слова? (Сколько? и Кто?) Графические омонимы, омографы (совпадают в написании, но различаются в произношении: сорок — сорок — поставить ударения!). Попробуйте повторить скороговорку по памяти. |
5 | 5. Первичное усвоение знаний | Чтение слов в столбиках. Букварь, с. 70. Прочитайте названия буквы. В словах второго столбика найдите общую часть. Поставьте вопросы к каждому слову из этого столбика. Можно ли все слова третьего столбика назвать родственными? (Да.) Назовите общую часть в родственных словах. Прочитайте слова во всех столбиках в следующем порядке: двусложные, трёхсложные, четырёхсложные, пятисложные. Какую общую часть имеют слова четвёртого столбика? (– зоо.) Кто знает, что в переводе означает эта часть? (Животные.) |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Прочитайте названия животных. Распределите их в два столбика в зависимости от твёрдости/мягкости согласного звука [з–з’]. зубр, коза, змея, дикобраз, бизон, обезьяна, газель, зебра Где мы можем встретить столько животных? (В зоопарке.) |
7 | 7. Первичное усвоение знаний | Из первых букв названий животных (дать изображения): зебра, обезьяна, олень, пингвин, аист, рысь, кенгуру составьте слово. Получается слово зоопарк. |
8 | 8. Первичное усвоение знаний | Найдите текст «Зоопарк» в учебнике. Можно ли по заглавию определить содержание текста? (Да.) Кто был в зоопарке? Каких животных вы видели? Прочитайте текст. Перечислите, о каких животных шла речь? (Крокодил, тигр, мартышки, носорог.) Посмотрите на изображения этих животных. Найдите в тексте слова, которые называют то, что делали эти животные? (Крокодил спал, тигр играл, носорог бродил.) А теперь найдите слова, которые отвечают на вопрос как? (Спал мирно, играл ласково.) Соедините слова левого столбика с подходящими словами из правого столбика, и мы узнаем характерные признаки данных животных. Крокодил == зубастый. Тигр == грозный. Мартышки == весёлые, ловкие. Носорог == толстый. А теперь посмотрите на иллюстрацию в книге и скажите, про какое животное не упоминалось в тексте? (Про зебру.) Как по–другому назвать крокодила? (Аллигатор.) А бегемота? (Гиппопотам — речная лошадь.) |
9 | 9. Первичное усвоение знаний | Название «гиппопотам» часто использовал в своих произведениях К. И. Чуковский. Прочитайте отрывки и попробуйте вспомнить названия этих произведений. Вот и Гиппо, вот и Попо, Гиппо–попо, Гиппо–попо! Вот идёт Гиппопотам. Он идёт от Занзибара, Он идёт к Килиманджаро — И кричит он, и поёт он: «Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!» («Айболит».) Вдруг забили барабаны, Прибежали обезьяны: «Трам–там–там! Трам–там–там! Едет к нам Гиппопотам!» («Крокодил».) Физкультминутка |
10 | 10. Первичное закрепление | Бывают такие удивительные животные, которых можно и не встретить в зоопарке: Звездорыл (звездонос) — насекомоядное млекопитающее семейства кротов. По внешнему облику напоминает обыкновенного крота. На конце морды имеется голый овальный диск наподобие многолучевой звезды (отсюда название). Распространён в Северной Америке. Ведёт подземный, роющий образ жизни. Обитает на лугах, огородах, в садах и по опушкам лесов с мягкой, удобной для рытья почвой. Питается дождевыми червями и почвенными насекомыми. Зимородок — обитает в Тульской области. Свою пищу — рыбу, зимородок добывает в ручьях и реках. Он стремительно падает вниз, неглубоко погружается в воду, чтобы схватить добычу. Землеройка очень похожа на мышь, только меньше по размерам и имеет большой нос. Живёт она в земле, но иногда заходит в помещение. А питание её составляют насекомые. Зорро — такое экзотическое название носят рыжеватые похожие на лисиц зверьки, которые кормятся грызунами, птицами, в общем всеми животными, которых удаётся поймать. По своим повадкам напоминают лисиц и шакалов. |
11 | 11. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с.34, № 1. |